В золотую осень - 2007

- Старт:
- 28.09.2007 22:30
- Время:
- 3 дня
- Маршрут:
- Сергач - Серебряные Ключи - Яново - Лопатино - Ветошкино - Гагино - Покров - Стар. Ахматово - Бол. Болдино - Апраксино - Ниловка - Черновское - Салганы - Уразовка - Кочко-Пожарки - Сергач
- Расстояние:
- 215 км
- Участники:
- X-man, Dimm
2.5-дневный ПВД по Восточному Припьянью
Конец сентября. Когда пролились первые осенние дожди и листва на деревьях покрылась золотыми и багряными красками, осень радует последними тёплыми деньками, а пронзительная синева неба зовёт в дальний путь - это лучшее время, чтобы побывать в отдалённых районах юго-востока Нижегородской области, пересекаемых извилистой лентой реки Пьяны. После достаточно длительного перебора вариантов нарисовался интересный кольцевой маршрут, начинающийся и заканчивающийся в Столице Припьянья - Сергаче, где мне хотелось побывать ещё давно, с прошлой осени...
Желающих поехать в ПВД с долгой заброской/выброской, сложным рельефом и достаточно большим километражом оказалось, мягко говоря, немного. Итак, нас едет двое - я и Dimm.
День 0.
В пятницу, в начале шестого вечера встречаемся на Московском вокзале. В 18:00 идём на платформу, садиться на электричку-экспресс. Народу на удивление много - яблоку негде упасть. В результате свободных мест в вагоне нам поначалу не досталось. Поставили велы в нерабочий тамбур первого вагона, сами сели поближе к велам на крайние места, которые нам заботливо придержала старушка, которая, по её словам, ездит из деревни под Арзамасом в НН продавать урожай со своего огорода. Дорогой до Арзамаса она живо интересовалась, зачем мы едем в такие дали.
Быстро стемнело. В Арзамасе вагон сильно опустел и дальше ехать было гораздо удобней. Оставшиеся два часа до Сергача провели, перекусывая и разглядывая карту. Запомнился второй мост через Пьяну перед Сергачом - здесь река существенно шире, чем около первого моста в Вадском районе... На подъезде к Сергачу из окон поезда открывается панорама ночного города, увенчанного светящимся собором.
22:30 - мы на станции Сергач. Подождав, пока пройдёт чувашский поезд, идём к зданию вокзала. Величественный и красивый вокзал построен архитектором А.В. Щусевым в 1914 году и заметно выделяется среди череды однотипных вокзалов на станциях Бобыльская, Перевозская, Смагино, Андосово, Пильна и Княжиха.
Узнав время отправления вечерней электрички на НН, начинаем искать переход через пути - нам надо проехать к реке. До подходящего места нам приходится проехать около километра по щебёнке вдоль насыпи, останавливаясь при виде огней приближающихся поездов. Перейдя пути, выходим к АЗС, расположенной у поворота объездной Сергача на Сеченово. Пара километров по шоссе - и мы сворачиваем в лес, к развилке на асфальтовую дорожку и грунтовку. Поехав по асфальту, упираемся в ворота оздоровительного лагеря. Мда... Возвращаемся к развилке и едем по грунтовке. Дождей не было неделю, но грязь и лужи высохнуть не успели. Лес закончился и вот мы около реки. Вокруг сгустился туман. Искать подходящее место долго не пришлось - рядом были и кострища, и немного дров. С установкой палатки пришлось немного повозиться, но в итоге поставили её успешно, велы убрали в тамбур.
Туман рассеялся, и над нами раскинулось звёздное небо. Несмотря на то, что время было за полночь, было достаточно светло - полная луна стояла высоко. А рядом неторопливо катила свои воды Пьяна, на противоположном берегу которой горели огни приречных сёл.
Выпив горячего чаю, легли спать в 2 часа ночи.
День 1.
6 утра, а мы уже проснулись. Утренний холод прогнал желание ещё немного поваляться. Снова туман, через который брезжит рассвет. Завтракаем, собираемся...
Здесь, в нижнем течении, Пьяна, пожалуй, наиболее извилиста, здесь она гораздо извилистей, чем, например, около Борнуково, Ичалок или Перевоза. В какую сторону ни пойдешь, обязательно упрёшься в изгиб реки. А за рекой, поодаль, - крутые склоны холмов.
Исчезающий туман дал возможность наблюдать интересное зрелище - нижняя часть высокой вышки была спрятана в тумане, в то время как верхняя её часть была отчётливо видна как будто парящей в воздухе.
В 8:30 выезжаем. По вчерашней грунтовке возвращаемся на шоссе. Оказывается, асфальтовая дорожка, по которой мы накануне выехали к лагерю, идёт параллельно грунтовке метрах в двадцати от неё!
По объездной дороге едем к въезду в город с княгининской стороны. Справа от шоссе большое пространство занято горами клубней, которые ленточные транспортёры загружают в грузовики. А навстречу ежеминутно проезжают КаМАЗы со свёклой. В воздухе - характерный сладковатый аромат. Эта свёкла - сырьё для крупного Сергачского сахарного комбината.
Ещё пара километров и справа открывается панорама городского микрорайона Ключево с белой церковью, окруженного холмами. На въезде в город - стелла с фигурой медведя и поклонный крест.
Сергач ведёт свою историю с XVI века, когда в глухих лесах, которыми тогда было сплошь покрыто Припьянье, на речке Сергачке, левом притоке Пьяны, было основано поселение Сергиевка. Уже с тех пор, вырубая окружающие леса для производства поташа (лучшего по качеству на Руси), местные крестьяне ловили и приручали медведей, коих водилось в обилии. В 1779 году указом императрицы Екатерины II Сергачу присвоен статус уездного города, а с 1781 года высочайше утверждён его герб, на котором изображён чёрный медведь на золотом фоне, означающий, что "того рода зверей в окрестностях города довольно". В ту пору "сергачи", демонстрирующие на базарах и ярмарках диковинку - ручных медведей, уже известны по всей России и даже за её пределами. В 1813 году, дабы продемонстрировать пленным французам военную мощь Российского государства, в Сергаче проводится парад, участниками которого становятся... полторы тысячи медведей, обученные держать деревянное ружье и выполнять простейшие строевые команды! Вероятно, благодаря этому параду медведь стал считаться в Европе символом могущества России...
Пофоткавшись у въезда в город, едем к ключевской церкви. Церковь Илии Пророка, построенная в 1855 году, в советское время была сильно разрушена, в настоящее время восстановлена. Недалеко, за речкой Сергачкой, на кладбище находится церковь Иоанна Милостивого (1831 г.). Преодолев крутой подъём, выезжаем на главную улицу города, на которой сохранилась старинная застройка. На площади находится главный храм города - нарядный собор Владимирской иконы Божией Матери, построенный в стиле ампир в 1821 г. в память о сергачанах, павших в Отечественной войне 1812 г. Звонница собора до нашего времени не сохранилась, вместо неё около храма подвешен старинный колокол. Зашли мы и внутрь собора. С площадки, на которой расположен собор, открывается вид на современную часть города, застроенную 5-ти и 9-ти этажными домами. От собора, спустившись с горки, едем на восточную окраину города. В микрорайоне Гусево находится церковь Михаила Архангела (1859 г.) необычной архитектуры - с массивным куполом и красивой высокой колокольней. Храм построен на месте захоронения русских ратников, павших в знаменитом Пьянском побоище в 1377 г. Полюбовавшись красивым храмом, возвращаемся на главную площадь, откуда едем в современную часть города, где открывается красивый вид на собор. Здесь я замечаю, что у меня приспустило заднее колесо. Пока Дмитрий фотографирует собор, я накачиваю камеру. Теперь нормально, можно ехать. Закупившись в магазине продуктами на вечер, выезжаем из Сергача в гагинском направлении.
На границе города, рядом с дорогой, находятся Серебряные Ключи - источники минерализованной воды. Первый ключ, Святой, находится в овраге, над ним сооружена часовенка, венчает которую не традиционный православный крест, а... фигурка медведя! Второй ключ находится ниже, на территории одноименного пансионата, вода льётся из скульптуры уже привычного нам медведя. Кстати, прошли мы на территорию пансионата без проблем. Ключи наполняют своей водой ступенчатую систему прудов-бассейнов. Фирменный поезд Москва - Сергач (уникальный случай для города, не являющегося областным центром!) также называется "Серебряные ключи".
Время - 13:30. Да, в Сергаче мы задержались, пора ехать дальше. Выехав на шоссе, обнаруживаю, что заднее колесо снова спускает. Снова накачиваю. Едем. Через красивый густой лес, миновав переезд через железнодорожные пути, выезжаем к реке. Здесь она также очень извилиста и широка. Вот и шоссейный мост через Пьяну. Он расположен низко над водой и в половодье, видимо, полностью уходит под воду. К реке с запада подступает крутая гора.
Полюбовавшись рекой с моста, проезжаем через д. Яново на гагинское шоссе. Начинаются длинные, но пока ещё достаточно пологие подъёмы. Пейзажи вокруг, украшенные осенним золотом, - великолепны! Через некоторое время въезжаем в село Лопатино. Церковь в этом селе - памятник архитектуры районного значения. Неожиданностью было увидеть, что она деревянная - таких в наших сёлах сохранилось единицы! Она освящена в честь Николая Чудотворца, построена ещё в 1795 году. Колокольня и часть трапезной отремонтированы, а вот остальная часть храма пока представляет собой необработанный сруб...
Повинуясь желанию проверить заднее колесо, обнаруживаю его спущенным почти в ноль! Всё, приехали, надо менять камеру. При проверке покрышки в ней обнаруживается мелкая стекляшка - очевидно, нагруженное тяжёлым велорюкзаком колесо "поймало" её ещё в Сергаче. Проколов одну запасную камеру, вторую наконец инсталлировали успешно.
В итоге, потратив много времени на ремонт, выезжаем из Лопатино в 16:30. Далее ещё несколько подъёмов и спусков, после чего дорога идёт под гору и сходится с шоссе, идущим из Бутурлино. Ещё одна серия горок с захватывающимие видами на окрестные холмы, украшенные восхитительно красивыми желто-красными перелесками, и справа впереди показывается практически отвесный, поросший густым лесом коренной берег Пьяны, а затем показывается село с маковкой церкви - это Ветошкино!
Уже на подъезде к усадьбе Пашкова появляется какое-то необыкновенное ощущение погружения в атмосферу старины. Нас встречает красивая белая церковь Иоанна Предтечи с колоннами, построенная в 1810-1819 годах в стиле классицизма. А вот и великолепный полуразрушенный дом Пашкова! С прошлого года усадьба частично восстанавливается, отреставрированы небольшой дом-особнячок и усадебный погреб. С удовольствием погуляли по усадьбе, полюбовались великолепным осенним парком и с грустью осознали, что необходимо как минимум полдня, чтобы всё как следует осмотреть. Кстати, повсюду расставлены позабавившие нас грибы, сделанные из керамики.
Мы были здесь не одни - жители села также любят вечером прогуливаться по усадебным дорожкам!
Экскурсовод усадебного музея (и одновременно его директор) Людмила Сергеевна Петрушёва (тел. +79503635027) рассказала, что полностью восстанавливать усадьбу не будут, поскольку для этого необходима огромная сумма в 50 млн. долларов. Так что дело ограничится музеем, посвящённым усадьбе рода Пашкова. К сожалению, времени на посещение музея у нас не было, да и приехали мы поздно.
Недалеко от Ветошкино, близ шоссе Гагино - Тарханово, расположен хутор Баронский - усадьба барона Жомини с "этнической деревней", а в 8 километрах в сторону Бутурлино в д. Андросово - дом-музей Н.В. Ульянова - деда В.И. Ленина. По словам экскурсовода, туда просто так не попасть - необходимо заранее договариваться о посещении и группа требуется побольше, чем наш "тандем"...
Как ни хотелось подольше задержаться в Ветошкино, но надо было ехать дальше, к тому же усадьба уже закрывалась на ночь (было 18:30).
Возвращаемся на шоссе. После пологого подъёма начинается спуск, внизу к шоссе подходит изгиб реки с отвесным берегом. Ещё одна небольшая горка и у развязки нас встречает стелла, сообщающая нам, что мы уже в Гагино, хотя само село расположено на другом берегу Пьяны. Промчавшись по петляющему шоссе, останавливаемся на мосту через Пьяну. Река здесь неширокая, а как красив её высокий правый берег, покрытый нарядным разноцветным лесом, местами совершенно отвесный, обнажающий слагающие его породы - просто чудо!!!
В Гагино остановились у колонки, чтобы умыться, слегка офигели от сильного запаха хлора в воде. Когда выехали за Гагино, быстро стемнело. Над сельским парком кружилась огромная стая ворон. Над высоким берегом Пьяны показался край луны - и моментально большая красная луна "всплыла" целиком. Впереди у нас 30 километров ровного шоссе до Болдино...
Ночь и тишина вокруг, слева в отдалении возвышается Межпьянье с огоньками сёл на холмах, а мы считаем оставшиеся километры. В д. Старое Ахматово пополняем запасы воды из колодца - впереди водоемов не предвидится. Скоро впереди показались огни Болдино.
Мы планировали ночевать за объездной дорогой, но, выехав на неё, поняли, что места там не найдём. Проехав километр назад от въезда в Болдино, сворачиваем в 22:30 с шоссе в лес, замеченный нами ранее, и удобно устраиваемся на ночлег.
За день пройдено 125 км, из них 35 км мы наездили по Сергачу.
День 2.
Просыпаемся около 7 утра. Завтракаем, собираемся и в 9 часов мы въезжаем в Болдино.
Утро выдалось туманным. Капельки влаги с огромными скоростями носятся в воздухе. На въезде в село - маленький аэродром, на котором стоят несколько "кукурузников" АН-2. Это те самые "воздушные такси", которые когда-то летали отсюда в НН.
Вот и музей-усадьба. Оставив велы у входа под присмотром охраны, идём на экскурсию в дом поэта. И, о чудо, думы о дальней дороге в Сергач отошли куда-то на второй план, уступив место необыкновенному чувству покоя и очарованию той самой болдинской осени...
Ещё немного погуляв по усадьбе и полюбовавшись ею, отправляемся в путь. По шоссе быстро доезжаем до села Апраксино. Здесь Пушкин бывал в гостях у соседей - помещиков Новосильцевых. Усадьба их, увы, не сохранилась. В селе находится красивая красно-кирпичная действующая Троицкая церковь. Рядом с ней - небольшой старинный каменный дом с высоким крыльцом. Возможно, он принадлежал к усадьбе, а сейчас в нём - сельский магазин.
Выехав из села, едем вдоль ручья по грунтовке. За Апраксиным начинается красивый перелесок. Впереди стеной возвышается горное правобережье Пьяны. А вот и сама река - здесь она совсем маленькая, не больше 10 метров шириной. Отсюда до её истока по прямой всего лишь 30 километров, а вдоль реки - около 45.
Мы выехали к "коровьему броду", хотя карта обещала мост. Впрочем рядом оказалась доска для перехода речки. Переправляемся без проблем, и вот мы в деревне Ниловка. Точнее, в селе, а не деревне - в Ниловке находится маленькая деревянная церковь, чудом сохранившаяся до нашего времени! Фотографируем её. Из дома рядом выходит мужичок "подшофе" и начинает высказывать недовольство нашим присутствием. Что ж, тогда поедем дальше.
А дальше нас ждал очень крутой асфальтовый подъём (около 15 градусов!). На 1-2 таки взбираемся в крутую гору, виды с которой открываются потрясающие по своей красоте! В буквальном смысле с высоты птичьего полёта видны расстилающиеся до горизонта поля с живописными перелесками, сёла и деревни и извилистая синяя лента Пьяны.
Съехав по шоссе вниз, останавливаемся в селе Черновском у магазина, где закупаем еду на дорогу. И пора уже поторапливаться - у нас в запасе всего 4 с небольшим часа! Поднимаемся в гору к повороту на Салганы. И снова великолепные виды на долину реки сверху, создающие ощущение полёта... Но вот и наш поворот, пересекаем границу Большеболдинского и Краснооктябрьского районов.
Уже скоро стало ясно, что трасса будет непростой. Межпьянье в западной и средней своих частях имеет характерную особенность - водораздельная линия сдвинута к югу, и при движении от южной ветви Пьяны к северной рельеф местности сначала резко повышается, затем в среднем плавно опускается. А здесь, в восточной его части, местность изрезана во всех направлениях глубокими оврагами и логами, горки в Краснооктябрьском районе заметно круче, чем в Перевозском и Бутурлинском, поэтому практически всё время приходится вкручивать в гору. А ещё прибавьте к этому встречный ветер...
Около двух часов дня мы в Салганах. Едем через село, а не по объездной - так короче, фотографируем местную церковь, совсем небольшую. За Салганами, около с. Ключищи на крутом подъёме хорошо виден активный процесс образования оврагов - склоны гор покрыты свежими провалами и промоинами. Дальше едется полегче.
Начинаются места, населенные сергачскими татарами. Вместо привычных глазу куполов церквей над окрестными сёлами возвышаются островерхие минареты. Вот и Уразовка - центр Краснооктябрьского района. Едем прямо через село, которое встречает афишами на татарском языке у дома культуры и непривычной для слуха речью местных жителей. Время - 15:30, до Сергача около 20 километров, а у нас в запасе меньше полутора часов...
На выезде из Уразовки от трассы отходит второстепенное шоссе, поднимающееся в ОЧЕНЬ крутую гору, покруче той, в которую мы поднимались от Ниловки. Как хорошо, что нам надо ехать прямо по трассе, а не взбираться в этот впечатляющий подъём! Здесь дорога пересекает реку Пару - эти места в 1377 году были ареной Пьянского побоища, когда войско татарского царевича Арапши наголову разбило застигнутое врасплох русское войско, пировавшее у Пьяны.
Впрочем, впереди нас ждали ещё несколько затяжных подъёмов. На одном из спусков шоссе проходит около обваливающегося склона оврага и наша полоса засыпана наполовину землей - очень опасный участок! Вот мы въезжаем в Сергачский район, а дорога упрямо поднимается вверх...
И когда уже почти не осталось сил вкручивать в горку и начали появляться мысли: "А не попробовать ли нам постопить попутные "Икарусы" до НН?", впереди появился спасительный указатель "Сергач 12 км". Немного переведя дух, мы въехали в последний тягун.
Ещё издалека, за несколько километров, впереди показалась восточная окраина Сергача с церковью Михаила Архангела, и - скрылась за холмом. Наконец, спуск и перед нами начинает последовательно развёртываться захватывающая дух панорама города, раскинувшегося на больших холмах - красотища! Сделав крутой поворот, шоссе выходит к Пьяне. В течении широкой реки чувствуется скрытая мощь... На обрывистом правом берегу - село Пожарки с симпатичной церковью.
Вот мы и в Сергаче. У въезда в город c Сеченовской стороны - большой поклонный крест. Быстро доехав до станции, переходим пути по пешеходному мостику. Мы на вокзале. За день пройдено 85 км.
До отправления электрички - 15 минут. Пока мне пробивали билеты в кассе вокзала, электричку уже подали к посадке на второй путь, что заставило нас немного понервничать. Перелезаем через рельсы и грузимся в последний вагон. Неужели мы успели? Это фантастика!!!
...Электричка везёт нас домой. За окнами - милые сердцу пейзажи: мост через Пьяну около д. Красная Пустынь, расположенной на обрывистом берегу, Бутурлино, Дубское с изящной церковью, за которой, на дальнем холме, видны купола церкви в Вельдеманово, Перевоз, за которым Пьяна подходит к железной дороге - солнце уже низко опустилось и река, берега которой покрыты рыжим кустарником, сама кажется золотистой, Ревезень, ещё один мост через реку... В Арзамасе электричка заполняется народом. За окнами быстро темнеет... В 22:00 мы в НН.
ПВД безусловно удался на славу - настолько ярким, красочным и насыщенным впечатлениями он получился, несмотря на то, что порой не всё шло гладко. Были и элементы экстрима - до последнего момента не верилось, что успеем на электричку. И если мы что-либо не успели как следует посмотреть - это лишний повод приехать ещё раз!
В заключение, выражаю признательность Dimm за отличную компанию и выносливость!
Отдельное спасибо Рафу за помощь в доработке маршрута и Терре за палатку и котелки!
До встречи на дорогах!
Вокзал в Сергаче
Туманное утро на Пьяне
Свёкла
У въезда в Сергач с Княгининской стороны
Сергач. Церковь Илии Пророка в Ключево
Сергач. Ул. Советская - главная улица города
Сергач. Церковь Михаила Архангела в Гусево
Сергач. Собор Владимирской иконы Божией Матери
Серебряный Ключ №1
Серебряный Ключ №2
Пьяна около Яново
Лопатино. Церковь Николая Чудотворца
Горки и подъёмы перед Ветошкиным
Ветошкино. Церковь Иоанна Предтечи
Усадьба Пашкова. Главный дом
Осенний парк
Усадьба Пашкова. Восстановленный дом
Пьяна с крутым коренным берегом около Гагино
Ужин в лесу под Болдиным
В усадьбе Пушкина
И долго буду тем любезен я народу...
Болдино. Сельский аэродром
Троицкая церковь в селе Апраксино
Переходим Пьяну
Деревянная церковь в селе Ниловка
Панорама с подъёма от Ниловки
И снова горки...
Пьяна. Мост шоссе Сергач - Сеченово
Сергач. Мы успели!!!
Карта
Каждое лето детства я провел в Болдине, восхищаясь красотами местной природы. Приятно слышать, что великолепие здешних мест дорого не только моему сердцу. Спасибо вам за подробный отчет - будто снова побывал там!
Удачи в новых путешествиях!
А до устья Пьяны, и до её истока мы успешно добрались в этом году - см. отчёт "С Пьяны по СУРЕ"!