Тур ЮЛайт-2023

- Старт:
- 06.08.2023 05:00
- Время:
- 7 дней
- Маршрут:
- Сортавала - Лахденпохья - Куркиёки - Зайцево - Каменногорск - Кузьминское - Сосново - Матокса - Ладожское озеро - (Санкт-Петербург)
- Расстояние:
- 435 км / +154 км
- Участники:
- RaFaeL
Сколько-то там лет существует Тур Юнайт - сквозной маршрут с севера на юг преимущественно по грунтовкам и грейдерам, разбитый на "сегменты", по которым проводятся "заезды" - как произвольные (сел, поехал, выложил трек), так и иногда организуется масс-старт по какому-то куску маршрута. Интерес ко всему этому, по моему мнению, весьма узкий, так как сегменты достаточно длинные и идут "в зачет" только целиком, плюс жесткое ограничение по движению строго по треку, который более чем подходит ребятам, которых интересует в первую очередь процесс езды, но не очень подходит тем, кому главное проехать туда, а не проехать тут (туристам) - достопримы не всегда, но весьма часто остаются где-то в стороне. Вероятно, чтобы привлечь более широкие массы в этот движ второй год подряд кроме масс-старта Тур Юнайт организовывался масс-старт Тур ЮЛайт - на относительно короткую дистанцию, посильную примерно каждому велотуристу. Меня заинтересовал именно масс-старт как весьма оригинальное мероприятие - когда, с одной стороны, стартует сразу много народа по одному маршруту, а, с другой стороны, каждый едет своим темпом, без оглядки на соседа, по своим интересам, т.е. получается не как в групповом походе, где одним нужен музей, а другим магазин, а ждать друг друга приходится и тем и другим, а более удобный и скоростной вариант, когда никого никому ждать то и не нужно! Первоначально собирался ехать вне зачета, чтобы не быть ограниченным рамками официального трека и посетить больше мест, но, оценив ситуацию, пришел к выводу, что необъятное все равно объять не получится, и даже небольших радиалок от трека (радиалки разрешены) мне хватит с головой. Некоторые опасения также были относительно того, а буду ли я кого видеть на треке рядом с собой в течение всего маршрута и не уедут ли все далеко вперед, гонясь на циферками в таблице результата. Забегая вперед, скажу, что и эти опасения не подтвердились.
День 0. 5 августа 2023 г, суббота
Старт маршрута в 5 утра 6 августа (вс) из Сортавалы. Прямых поездов из НН нет, так что приходится придумывать вариант с пересадкой. Ну до СПб всё просто, это "Волга" с прибытием в районе 10 утра в субботу. Далее первоначально предполагалось доехать на Ласточке до Выборга, провести там почти весь день и ближе к ночи сесть на проходящую Ласточку до Сортавалы. В таком варианте я оказывался в Сортавале в 12 ночи, за 5 часов до старта, что влекло за собой ночь без сна и первый ходовой день (самый длинный, причем) с квадратной головой. Но уже по дороге в Выборг я обнаружил, что есть какой-то "туристический" поезд Выборг - Сортавала, приходящий в Сортавалу в районе 19 часов. Это давало возможность нормально встать лагерем и хоть как-то поспать перед стартом. Поэтому, покатавшись по Выборгу пару часиков, я сел на этот интересный поезд, в котором было всего 2 вагона (подали РА-2) и 11 человек пассажиров. Для установки лагеря поехали на остров Риеккалансари, где уже было несколько юнайтеров. Но до них не доехали, так как я решил заскочить на ближайший достоприм, а в итоге там на ночевку и остались, настолько это красивое место
День 1. 6 августа 2023 г, воскресенье
Подъем в 3 утра ночи, и в 4:20 я уже на точке старта. Каждую минуту кто-то подъезжает, в итоге скапливается весьма значимая толпа. ну, значит, будет весело. Для себя отмечаю, что кроме легкоходов-байкпакеров есть также и более классические ребята с багажниками, по виду которых не скажешь, чтобы они особо куда-то торопились на маршруте. Ну т.е. будет кворум и в "хвосте". Каждого участника фоткают на фоне камня. В 5 утра все стартуют, и я тоже. Впрочем, уже почти сразу я сворачиваю на первую радиалку в парк Ваккосалми. Пока я бегаю на гору, основная масса уезжает далеко вперед. Тем не менее, первую пару десятков километров маршрута еду не один - не все стартовали ровно вовремя, кто-то поправляет снаряжение, кто-то регулирует давление в шинах. Окончательно "отваливаюсь" от пелотона лишь на повороте на плотину на Савайнйоки. После возвращения на трек далее еду в одиночку, рассчитывая на кафе на 41-м километре, так как утром я поленился позавтракать. У кафе я в 9:20, кафе с 10 часов, 40 минут ждать желания нет. ОК, в ход идет очередной батончик. В итоге за первую половину первого дня я съел, наверное, с половину запасов батончиков на маршрут. Следующая остановка у плотины на Ниванйоки. На 54 километре дорога уходит с грейдера в болото, в этом месте находится отель "Маркенс Грёдэ". Интересуюсь, а нельзя ли тут позавтракать. Оказывается, что можно! Домашние сырники, домашние вафли с домашним мороженым, вот такой шикарный завтрак уже в первый день. Что ж, отдыхать так отдыхать!
После завтрака уже с другим настроением еду по гати через болото и далее по грунтовке. Надо сказать, что если вы представили гать через наше нижегородское болото и нашу нижегородскую грунтовку у болота, то вы ошиблись. Типичная грунтовка тех мест выглядит совершенно не так. Незаметно дорога приходит к музею "Филина Гора". Поразмыслив, что не факт, что я здесь когда-либо еще окажусь, решаю посетить, благо я подъехал точно к началу очередной бесплатной экскурсии. В бункере-музее просто офигительно в первую очередь потому, что там прохладно. Провожу в музее не менее часа и в итоге на первое КП "Лахденпохья 62" я оказываюсь только ближе к 14 часам, а это ведь я еще поселок не досконально изучил ;) Ну а потом пора обедать, так как именно здесь находится широко разрекламированное кафе "Акуловка" от местной форелевой фермы...
Всё, ну теперь то я точно на маршруте один? А нет, у кирхи догоняю еще ребят, а потом еще и еще. К острову Койонсаари подъезжаем уже чуть ли не толпой. По острову трек проходит кольцом и возвращается обратно, но именно на острове у меня запланирована сегодняшняя ночевка. Слазив на скалу, доезжаю до мыса, где уже стоит множество юнайтеров. Ну, значит, и мне сюда
Дневной пробег: 128 км
День 2. 7 августа 2023 г, понедельник
Утром выезжаю, не особо задерживаясь на острове - сегодня по плану большая культурная программа. Кто-то уже уехал, но многие еще спят. Неплохая маркированная грунтовка до развалин ГЭС в Соскуа, затем грейдер до поворота к расщелине Пирункиркко. К расщелине нужно еще идти около километра по болотистой тропке. Особо не впечатлила, по сути это просто камень раскололся и так и остался. Недалеко от расщелины еще есть озеро Тенткенлампи, сюда тоже забегаю на пару фото. Ну и далее у нас что? Правильно, кафе "Терве Ранта" на 120-м километре, обед ;) Время почти 12, почему бы и нет
После обеда - КП "Куркиёки 121", памятники в поселке и радиалка на "место силы" . "Место силы" поражает не само по себе, а тем, что на нем какая-то девушка, развесив вокруг себя кучу шаманских атрибутов, била в бубен, явно кого-то вызывая. Так что долго я там задерживаться не стал, а просто покатил далее по треку.
Следующий отрезок был весьма скучный, остановился только у порога Сахакоски да у кирхи, которой на самом деле нет. После пыльного карьера дорога ныряет в лес и превращается в пешеходную тропу. Здесь начинается спецучасток "озеро Ястребиное", где несколько километров надо таскать велосипед по камням и корням. Несмотря на сравнительно большой вес рюкзака, до главной достопримечательности - скалы Парнас - дохожу часа за полтора. От скалы до дороги (дорога начинается на южной оконечности озера) уже совсем немного, время 18 часов. По плану у меня здесь ночевка, но тут я решаю немного опередить график, так как, по слухам, впереди небольшой участок грязи, и не хочется в грязь лезть с утра, лучше пройти его вечером. Это была ошибка, так как почти сразу местность резко меняется - сухой сосновый лес сменяется какими-то березами в лугах, через которые идет "джиперская" дорога с соответствующими артефактами на дороге - лужи, грязь, странные мостики...
На озере Благодатном, где у меня отмечена потенциальная стоянка, не встать, там болото болотом. Приходится ехать дальше, в неизвестность. Но на следующем же озере, Бобровском находится весьма подходящее место для ночевки. Оно, конечно, не такое шикарное, как на Ястребином, но здесь сухо, ровно, есть подходы к воде и даже подобие столика. Так как время уже половина 9-го вечера, решаю не рисковать и остаюсь ночевать здесь. Была надежда, что кто-то еще догонит и составит компанию, но так никто и не приехал
Дневной пробег: 69 км
День 3. 8 августа 2023, вторник
В болотах этих что-то плохо спалось, поэтому утром выезжаю очень рано. Еще нет и 8 утра, как я оказываюсь на КП "Зайцево 178", благо грязь скоро заканчивается, дорога становится все лучше и лучше, а по утреннему холодку катится отлично. В Зайцево же из местного колодца пополняю запасы воды. Дальше еще один скучноватый перегон до Каменногорска, но дороги в основном хорошие за вычетом тропы вдоль озера Красновского - на ней отсутствует автомобильный мостик через ручей, есть только пешевелосипедный. Тропу прохожу пешком, так как торопиться мне особо некуда, а лес здесь уже весьма приятный - солнце светит, птички поют, красота! С небольшой остановкой на купание на озере Александровском часам к 11 я уже на КП "Каменногорск 207", где по плану обед в кафе "Вуокса" и получение заказа с едой в Озоне - чтобы не готовить, я просто сделал несколько "забросок" пакетов Кронидов в пункты выдачи Озон на треке и по ходу маршрута их там забирал, это оказалось нереально удобно и надежно. При желании можно было вообще везти с собой не более дневного рациона еды (у меня был запас на 3 дня, он оказался чрезмерным и давал в итоге лишний вес). На выезда из Каменногорска очередной памятник кирхе и далее снова отличная грунтовка
Учитывая ранний старт, увеличенный километраж в предыдущий день и хорошие дороги на плановое место ночевки - озеро Малое Градуевское - я приезжаю уже к 15 часам дня. Первая мысль - ехать дальше и еще обогнать план, но за ней следует другая - а куда, собственно, торопиться? Здесь отличное место для ночевки, самые сложные участки маршрута уже пройдены, плановый темп выдерживается, поэтому сегодня я остаюсь именно тут, и буду отдыхать!
Дневной пробег: 70 км
День 4. 9 августа 2023, среда
Ранний финиш - ранний выезд. Небольшая остановка у реки Градуевка и несколько радиалок на не очень значимые достопримечательности, но которые не хотелось проезжать мимо - финское кладбище, полузаброшенный военный городок в Вещево и совсем заброшенный аэродром. За аэродромом останавливаюсь на купание в озере Ториковском, оно отлично для этого подходит. Чуть позже во время небольшого ремонта (окончательно закончились задние тормозные колодки) меня догоняют другие юнайтеры и остаток дня еду уже не один. Лес, КП "Кузьминское 268", где нет кафе, но рядом с магазином стоит беседка с розетками, чуть асфальта, грейдер, снова грунтовки - едется отлично. Цель на сегодня - озеро Светлое, где я приметил неплохие стоянки. Еще, правда, была призрачная надежда на турбазу на озере Журавлевском, но та оказалась полностью занята какими-то спортсменами. Поэтому все-таки Светлое. Оно находится на участке, ограниченном с двух сторон велопешеходными мостиками, и, по всей видимости, на машинах сюда особо не приезжают. Там хорошо!
Дневной пробег: 92 км
День 5. 10 августа 2023, четверг
Продолжаю ехать по гряде Вярямянселькя. Трек здесь последовательно проходит через три маркированных маршрута - "Озеро Светлое", "Озеро Берестовое" и "Петяярви". Можно еще посмотреть пару плотин, одна прямиком на треке и вторая чуть в стороне, но тоже заехал. Катить одно удовольствие, дорога супер. Совсем чуть-чуть она ухудшается она только уже перед КП "Сосново 340", грунт становится более песчаным. В Сосново обедаю в "Столовой №1" и забираю очередную заброску в Озоне. За Сосново ландшафты опять немного меняется - начинают иногда встречаться поля и луга. Радиалка к местам боев в июне 1944.Также осматриваю остатки ДОТов рядом с озером Щучьим. Сегодняшняя ночевка - на озере Ветренном. И даже здесь ночевка получается не в одиночку - на треке еще есть юнайтеры! Точнее, юнайтерши. А еще компанию составляет местная утка, совершенно не боящаяся людей
Дневной пробег: 61 км
День 6. 11 августа 2023, пятница
Финальный день! Хотя по плану он был предфинальным, так как, чтобы растянуть маршрут на неделю, я наметил себе в этот день радиалок с запасом. Притормозив у памятника пограничнику, еду в лес смотреть орудийный ДОТ ну и недалеко очередная плотина, в этот раз это КаУР. А вот дальше что-то пропало у меня настроение смотреть ДОТы, еще ДОТы и еще ДОТы, поэтому я просто покатил по треку, который очень скоро стал асфальтовым. КП "Матокса 382" встречает закрытым магазином, не останавливаюсь, остановка только у озера Волоярви. Тут я нахожу просто заросли голубики (до этого была в основном черника), которые меня долго не отпускают, такой вот получился обед. Дальше снова асфальт, асфальт, еще асфальт, немного грейдера и вот они - пески вдоль Ладоги! Впрочем, совсем уж песчаных песков там был ну может километр, дальше дорога вошла в лес и стали появляться где параллельные более накатанные грунтовки, где тропинка, где просто дорога была более сырой и без проблем ехалась. Присматриваю место для ночевки, так как по задумке финиш планируется утром. Можно было и вечером, но вот приезжаю я вечером на финиш и что дальше, где там ночевать-то, на ресторанном пляже? Поэтому встаем где-то тут и прощаемся с Ладогой ночевкой
Дневной пробег: 77 км
День 7. 12 августа 2023, суббота
Всё, сегодня точно финиш, тут уже без вариантов )) Но сначала надо посмотреть Морьин Нос, памятник верфи военного времени и паровоз. Еще была мысль сходить в музей "дороги жизни", но подумал, что вряд ли что запомню уже, проехал мимо. Так что растянуть до 150 часов с финишем в 11 утра не получилось, финишировал чуть ранее 10 часов. Но по факту финиш этот промежуточный, на сегодня тоже есть маршрут, до Санкт-Петербурга, вдоль "дороги жизни" с заездами на разные интересности в окрестностях. Стараясь минимизировать трассу и передвигаясь разные садовыми дорожками, посещаю бункер связистов, Ириновский дуб, памятник летчику Севастьянову, усадьбу Щеглово.
В Щеглово в пиццерии "Мама Оля" обедаю и прозваниваю питерские гостиницы с вопросом, а пускают ли они с велосипедом. Где-то на пятый звонок улыбается удача, номер (точнее, капсула) найден! Далее еще немного "дороги жизни" и место расстрела времен "красного террора". Последняя точка маршрута сегодняшнего дня - "каменный цветок". Отсюда рукой подать до въезда в город. Немного городских дорог, мойка велосипеда на автомойке самообслуживания, еще дороги и, наконец, окончательный финиш в Capsule Hotel на Невском. Велосипед сегодня тоже будет спать лёжа, на третьей полке в багажной комнате. Он молодец, он заслужил!
Дневной пробег: 88 км
Трек всего путешествия в Strava
Заключение
Мне очень понравился формат масс-старта на небольшие дистанции. С удовольствием ездил бы на такие мероприятия почаще, если бы они были. Перезнакомился с парой десятков велосипедистов из разных регионов - Москва, Орел, Ульяновск, Санкт-Петербург. Очень понравился бот, который отображал на карте других участников (правда, не все им пользовались). А иногда ты просто кого-то догоняешь и какое-то время едешь вместе, потом темпы расходятся, но тут тебя догоняет уже кто-то другой. При этом интерес именно к неспешным заездам в туристском формате, а не к гонке с секундомером. Куда вы все торопитесь в таких местах? ) Также могу всем советовать раскладку на 6 дней по вышеприведенному отчету, за небольшими изменениями - вторая ночевка все-таки на Ястребином (но после прохождения тропы!), а последнюю можно сделать все-таки после финиша: как оказалось, километра за 3 до него есть отличное место в соснах, можно финишировать и туда вернуться. Если в первый день не заленитесь и дотянете до Койонсаари, то дальше все пойдет как по накатанной. Сам я этот трек больше не поеду (зачем ездить два раза один трек, если можно поехать другой?), а вот тем, кто еще не ездил - очень рекомендую!
Вид на Сортавалу
Старт
Парк Ваккосалми
Завтрак
Карельские грунтовки
Лахденпохья
На Койонсаари
Расщелина Пирункиркко
Озеро Тенткенлампи
"Место силы"
Порог Сахакоски
Скала Парнас на озере Ястребином
Мостик
Дорога на Малое Градуевское
На озере Малом Градуевском
Каменная дорога
ИС-3 в Вещево
Озеро Светлое
Утро на озере Светлом
Дорога по гряде Вярямянселькя
Памятник
Озеро Ветренное
Река Вьюн
Дорога вдоль пляжа
Ладожское озеро
Финиш
"Разорванное кольцо"
"Накопитель"
Вот уже и Питер
Спокойной ночи, велосипед!