Автор: RaFaeL
Тур ЮЛайт-2023
Старт:
06.08.2023 05:00
Время:
7 дней
Маршрут:
Сортавала - Лахденпохья - Куркиёки - Зайцево - Каменногорск - Кузьминское - Сосново - Матокса - Ладожское озеро - (Санкт-Петербург)
Расстояние:
435 км / +154 км
Участники:
RaFaeL
Думаю, надо начать с того, что же такое этот самый Тур ЮЛайт и как я на нём оказался, ведь я же не байкпакер и гравела у меня нет.

Сколько-то там лет существует Тур Юнайт - сквозной маршрут с севера на юг преимущественно по грунтовкам и грейдерам, разбитый на "сегменты", по которым проводятся "заезды" - как произвольные (сел, поехал, выложил трек), так и иногда организуется масс-старт по какому-то куску маршрута. Интерес ко всему этому, по моему мнению, весьма узкий, так как сегменты достаточно длинные и идут "в зачет" только целиком, плюс жесткое ограничение по движению строго по треку, который более чем подходит ребятам, которых интересует в первую очередь процесс езды, но не очень подходит тем, кому главное проехать туда, а не проехать тут (туристам) - достопримы не всегда, но весьма часто остаются где-то в стороне. Вероятно, чтобы привлечь более широкие массы в этот движ второй год подряд кроме масс-старта Тур Юнайт организовывался масс-старт Тур ЮЛайт - на относительно короткую дистанцию, посильную примерно каждому велотуристу. Меня заинтересовал именно масс-старт как весьма оригинальное мероприятие - когда, с одной стороны, стартует сразу много народа по одному маршруту, а, с другой стороны, каждый едет своим темпом, без оглядки на соседа, по своим интересам, т.е. получается не как в групповом походе, где одним нужен музей, а другим магазин, а ждать друг друга приходится и тем и другим, а более удобный и скоростной вариант, когда никого никому ждать то и не нужно! Первоначально собирался ехать вне зачета, чтобы не быть ограниченным рамками официального трека и посетить больше мест, но, оценив ситуацию, пришел к выводу, что необъятное все равно объять не получится, и даже небольших радиалок от трека (радиалки разрешены) мне хватит с головой. Некоторые опасения также были относительно того, а буду ли я кого видеть на треке рядом с собой в течение всего маршрута и не уедут ли все далеко вперед, гонясь на циферками в таблице результата. Забегая вперед, скажу, что и эти опасения не подтвердились.

День 0. 5 августа 2023 г, суббота

Старт маршрута в 5 утра 6 августа (вс) из Сортавалы. Прямых поездов из НН нет, так что приходится придумывать вариант с пересадкой. Ну до СПб всё просто, это "Волга" с прибытием в районе 10 утра в субботу. Далее первоначально предполагалось доехать на Ласточке до Выборга, провести там почти весь день и ближе к ночи сесть на проходящую Ласточку до Сортавалы. В таком варианте я оказывался в Сортавале в 12 ночи, за 5 часов до старта, что влекло за собой ночь без сна и первый ходовой день (самый длинный, причем) с квадратной головой. Но уже по дороге в Выборг я обнаружил, что есть какой-то "туристический" поезд Выборг - Сортавала, приходящий в Сортавалу в районе 19 часов. Это давало возможность нормально встать лагерем и хоть как-то поспать перед стартом. Поэтому, покатавшись по Выборгу пару часиков, я сел на этот интересный поезд, в котором было всего 2 вагона (подали РА-2) и 11 человек пассажиров. Для установки лагеря поехали на остров Риеккалансари, где уже было несколько юнайтеров. Но до них не доехали, так как я решил заскочить на ближайший достоприм, а в итоге там на ночевку и остались, настолько это красивое место

День 1. 6 августа 2023 г, воскресенье

Подъем в 3 утра ночи, и в 4:20 я уже на точке старта. Каждую минуту кто-то подъезжает, в итоге скапливается весьма значимая толпа. ну, значит, будет весело. Для себя отмечаю, что кроме легкоходов-байкпакеров есть также и более классические ребята с багажниками, по виду которых не скажешь, чтобы они особо куда-то торопились на маршруте. Ну т.е. будет кворум и в "хвосте". Каждого участника фоткают на фоне камня. В 5 утра все стартуют, и я тоже. Впрочем, уже почти сразу я сворачиваю на первую радиалку в парк Ваккосалми. Пока я бегаю на гору, основная масса уезжает далеко вперед. Тем не менее, первую пару десятков километров маршрута еду не один - не все стартовали ровно вовремя, кто-то поправляет снаряжение, кто-то регулирует давление в шинах. Окончательно "отваливаюсь" от пелотона лишь на повороте на плотину на Савайнйоки. После возвращения на трек далее еду в одиночку, рассчитывая на кафе на 41-м километре, так как утром я поленился позавтракать. У кафе я в 9:20, кафе с 10 часов, 40 минут ждать желания нет. ОК, в ход идет очередной батончик. В итоге за первую половину первого дня я съел, наверное, с половину запасов батончиков на маршрут. Следующая остановка у плотины на Ниванйоки. На 54 километре дорога уходит с грейдера в болото, в этом месте находится отель "Маркенс Грёдэ". Интересуюсь, а нельзя ли тут позавтракать. Оказывается, что можно! Домашние сырники, домашние вафли с домашним мороженым, вот такой шикарный завтрак уже в первый день. Что ж, отдыхать так отдыхать!

После завтрака уже с другим настроением еду по гати через болото и далее по грунтовке. Надо сказать, что если вы представили гать через наше нижегородское болото и нашу нижегородскую грунтовку у болота, то вы ошиблись. Типичная грунтовка тех мест выглядит совершенно не так. Незаметно дорога приходит к музею "Филина Гора". Поразмыслив, что не факт, что я здесь когда-либо еще окажусь, решаю посетить, благо я подъехал точно к началу очередной бесплатной экскурсии. В бункере-музее просто офигительно в первую очередь потому, что там прохладно. Провожу в музее не менее часа и в итоге на первое КП "Лахденпохья 62" я оказываюсь только ближе к 14 часам, а это ведь я еще поселок не досконально изучил ;) Ну а потом пора обедать, так как именно здесь находится широко разрекламированное кафе "Акуловка" от местной форелевой фермы...

Всё, ну теперь то я точно на маршруте один? А нет, у кирхи догоняю еще ребят, а потом еще и еще. К острову Койонсаари подъезжаем уже чуть ли не толпой. По острову трек проходит кольцом и возвращается обратно, но именно на острове у меня запланирована сегодняшняя ночевка. Слазив на скалу, доезжаю до мыса, где уже стоит множество юнайтеров. Ну, значит, и мне сюда

Дневной пробег: 128 км

День 2. 7 августа 2023 г, понедельник

Утром выезжаю, не особо задерживаясь на острове - сегодня по плану большая культурная программа. Кто-то уже уехал, но многие еще спят. Неплохая маркированная грунтовка до развалин ГЭС в Соскуа, затем грейдер до поворота к расщелине Пирункиркко. К расщелине нужно еще идти около километра по болотистой тропке. Особо не впечатлила, по сути это просто камень раскололся и так и остался. Недалеко от расщелины еще есть озеро Тенткенлампи, сюда тоже забегаю на пару фото. Ну и далее у нас что? Правильно, кафе "Терве Ранта" на 120-м километре, обед ;) Время почти 12, почему бы и нет

После обеда - КП "Куркиёки 121", памятники в поселке и радиалка на "место силы" . "Место силы" поражает не само по себе, а тем, что на нем какая-то девушка, развесив вокруг себя кучу шаманских атрибутов, била в бубен, явно кого-то вызывая. Так что долго я там задерживаться не стал, а просто покатил далее по треку.

Следующий отрезок был весьма скучный, остановился только у порога Сахакоски да у кирхи, которой на самом деле нет. После пыльного карьера дорога ныряет в лес и превращается в пешеходную тропу. Здесь начинается спецучасток "озеро Ястребиное", где несколько километров надо таскать велосипед по камням и корням. Несмотря на сравнительно большой вес рюкзака, до главной достопримечательности - скалы Парнас - дохожу часа за полтора. От скалы до дороги (дорога начинается на южной оконечности озера) уже совсем немного, время 18 часов. По плану у меня здесь ночевка, но тут я решаю немного опередить график, так как, по слухам, впереди небольшой участок грязи, и не хочется в грязь лезть с утра, лучше пройти его вечером. Это была ошибка, так как почти сразу местность резко меняется - сухой сосновый лес сменяется какими-то березами в лугах, через которые идет "джиперская" дорога с соответствующими артефактами на дороге - лужи, грязь, странные мостики...

На озере Благодатном, где у меня отмечена потенциальная стоянка, не встать, там болото болотом. Приходится ехать дальше, в неизвестность. Но на следующем же озере, Бобровском находится весьма подходящее место для ночевки. Оно, конечно, не такое шикарное, как на Ястребином, но здесь сухо, ровно, есть подходы к воде и даже подобие столика. Так как время уже половина 9-го вечера, решаю не рисковать и остаюсь ночевать здесь. Была надежда, что кто-то еще догонит и составит компанию, но так никто и не приехал

Дневной пробег: 69 км

День 3. 8 августа 2023, вторник

В болотах этих что-то плохо спалось, поэтому утром выезжаю очень рано. Еще нет и 8 утра, как я оказываюсь на КП "Зайцево 178", благо грязь скоро заканчивается, дорога становится все лучше и лучше, а по утреннему холодку катится отлично. В Зайцево же из местного колодца пополняю запасы воды. Дальше еще один скучноватый перегон до Каменногорска, но дороги в основном хорошие за вычетом тропы вдоль озера Красновского - на ней отсутствует автомобильный мостик через ручей, есть только пешевелосипедный. Тропу прохожу пешком, так как торопиться мне особо некуда, а лес здесь уже весьма приятный - солнце светит, птички поют, красота! С небольшой остановкой на купание на озере Александровском часам к 11 я уже на КП "Каменногорск 207", где по плану обед в кафе "Вуокса" и получение заказа с едой в Озоне - чтобы не готовить, я просто сделал несколько "забросок" пакетов Кронидов в пункты выдачи Озон на треке и по ходу маршрута их там забирал, это оказалось нереально удобно и надежно. При желании можно было вообще везти с собой не более дневного рациона еды (у меня был запас на 3 дня, он оказался чрезмерным и давал в итоге лишний вес). На выезда из Каменногорска очередной памятник кирхе и далее снова отличная грунтовка

Учитывая ранний старт, увеличенный километраж в предыдущий день и хорошие дороги на плановое место ночевки - озеро Малое Градуевское - я приезжаю уже к 15 часам дня. Первая мысль - ехать дальше и еще обогнать план, но за ней следует другая - а куда, собственно, торопиться? Здесь отличное место для ночевки, самые сложные участки маршрута уже пройдены, плановый темп выдерживается, поэтому сегодня я остаюсь именно тут, и буду отдыхать!

Дневной пробег: 70 км

День 4. 9 августа 2023, среда

Ранний финиш - ранний выезд. Небольшая остановка у реки Градуевка и несколько радиалок на не очень значимые достопримечательности, но которые не хотелось проезжать мимо - финское кладбище, полузаброшенный военный городок в Вещево и совсем заброшенный аэродром. За аэродромом останавливаюсь на купание в озере Ториковском, оно отлично для этого подходит. Чуть позже во время небольшого ремонта (окончательно закончились задние тормозные колодки) меня догоняют другие юнайтеры и остаток дня еду уже не один. Лес, КП "Кузьминское 268", где нет кафе, но рядом с магазином стоит беседка с розетками, чуть асфальта, грейдер, снова грунтовки - едется отлично. Цель на сегодня - озеро Светлое, где я приметил неплохие стоянки. Еще, правда, была призрачная надежда на турбазу на озере Журавлевском, но та оказалась полностью занята какими-то спортсменами. Поэтому все-таки Светлое. Оно находится на участке, ограниченном с двух сторон велопешеходными мостиками, и, по всей видимости, на машинах сюда особо не приезжают. Там хорошо!

Дневной пробег: 92 км

День 5. 10 августа 2023, четверг

Продолжаю ехать по гряде Вярямянселькя. Трек здесь последовательно проходит через три маркированных маршрута - "Озеро Светлое", "Озеро Берестовое" и "Петяярви". Можно еще посмотреть пару плотин, одна прямиком на треке и вторая чуть в стороне, но тоже заехал. Катить одно удовольствие, дорога супер. Совсем чуть-чуть она ухудшается она только уже перед КП "Сосново 340", грунт становится более песчаным. В Сосново обедаю в "Столовой №1" и забираю очередную заброску в Озоне. За Сосново ландшафты опять немного меняется - начинают иногда встречаться поля и луга. Радиалка к местам боев в июне 1944.Также осматриваю остатки ДОТов рядом с озером Щучьим. Сегодняшняя ночевка - на озере Ветренном. И даже здесь ночевка получается не в одиночку - на треке еще есть юнайтеры! Точнее, юнайтерши. А еще компанию составляет местная утка, совершенно не боящаяся людей

Дневной пробег: 61 км

День 6. 11 августа 2023, пятница

Финальный день! Хотя по плану он был предфинальным, так как, чтобы растянуть маршрут на неделю, я наметил себе в этот день радиалок с запасом. Притормозив у памятника пограничнику, еду в лес смотреть орудийный ДОТ ну и недалеко очередная плотина, в этот раз это КаУР. А вот дальше что-то пропало у меня настроение смотреть ДОТы, еще ДОТы и еще ДОТы, поэтому я просто покатил по треку, который очень скоро стал асфальтовым. КП "Матокса 382" встречает закрытым магазином, не останавливаюсь, остановка только у озера Волоярви. Тут я нахожу просто заросли голубики (до этого была в основном черника), которые меня долго не отпускают, такой вот получился обед. Дальше снова асфальт, асфальт, еще асфальт, немного грейдера и вот они - пески вдоль Ладоги! Впрочем, совсем уж песчаных песков там был ну может километр, дальше дорога вошла в лес и стали появляться где параллельные более накатанные грунтовки, где тропинка, где просто дорога была более сырой и без проблем ехалась. Присматриваю место для ночевки, так как по задумке финиш планируется утром. Можно было и вечером, но вот приезжаю я вечером на финиш и что дальше, где там ночевать-то, на ресторанном пляже? Поэтому встаем где-то тут и прощаемся с Ладогой ночевкой

Дневной пробег: 77 км

День 7. 12 августа 2023, суббота

Всё, сегодня точно финиш, тут уже без вариантов )) Но сначала надо посмотреть Морьин Нос, памятник верфи военного времени и паровоз. Еще была мысль сходить в музей "дороги жизни", но подумал, что вряд ли что запомню уже, проехал мимо. Так что растянуть до 150 часов с финишем в 11 утра не получилось, финишировал чуть ранее 10 часов. Но по факту финиш этот промежуточный, на сегодня тоже есть маршрут, до Санкт-Петербурга, вдоль "дороги жизни" с заездами на разные интересности в окрестностях. Стараясь минимизировать трассу и передвигаясь разные садовыми дорожками, посещаю бункер связистов, Ириновский дуб, памятник летчику Севастьянову, усадьбу Щеглово.

В Щеглово в пиццерии "Мама Оля" обедаю и прозваниваю питерские гостиницы с вопросом, а пускают ли они с велосипедом. Где-то на пятый звонок улыбается удача, номер (точнее, капсула) найден! Далее еще немного "дороги жизни" и место расстрела времен "красного террора". Последняя точка маршрута сегодняшнего дня - "каменный цветок". Отсюда рукой подать до въезда в город. Немного городских дорог, мойка велосипеда на автомойке самообслуживания, еще дороги и, наконец, окончательный финиш в Capsule Hotel на Невском. Велосипед сегодня тоже будет спать лёжа, на третьей полке в багажной комнате. Он молодец, он заслужил!

Дневной пробег: 88 км

Трек всего путешествия в Strava

Трансляция заезда

Заключение

Мне очень понравился формат масс-старта на небольшие дистанции. С удовольствием ездил бы на такие мероприятия почаще, если бы они были. Перезнакомился с парой десятков велосипедистов из разных регионов - Москва, Орел, Ульяновск, Санкт-Петербург. Очень понравился бот, который отображал на карте других участников (правда, не все им пользовались). А иногда ты просто кого-то догоняешь и какое-то время едешь вместе, потом темпы расходятся, но тут тебя догоняет уже кто-то другой. При этом интерес именно к неспешным заездам в туристском формате, а не к гонке с секундомером. Куда вы все торопитесь в таких местах? ) Также могу всем советовать раскладку на 6 дней по вышеприведенному отчету, за небольшими изменениями - вторая ночевка все-таки на Ястребином (но после прохождения тропы!), а последнюю можно сделать все-таки после финиша: как оказалось, километра за 3 до него есть отличное место в соснах, можно финишировать и туда вернуться. Если в первый день не заленитесь и дотянете до Койонсаари, то дальше все пойдет как по накатанной. Сам я этот трек больше не поеду (зачем ездить два раза один трек, если можно поехать другой?), а вот тем, кто еще не ездил - очень рекомендую!

  • Вид на СортавалуВид на Сортавалу
  • СтартСтарт
  • Парк ВаккосалмиПарк Ваккосалми
  • ЗавтракЗавтрак
  • Карельские грунтовкиКарельские грунтовки
  • ЛахденпохьяЛахденпохья
  • На КойонсаариНа Койонсаари
  • Расщелина ПирункирккоРасщелина Пирункиркко
  • Озеро ТенткенлампиОзеро Тенткенлампи
  • "Место силы""Место силы"
  • Порог СахакоскиПорог Сахакоски
  • Скала Парнас на озере ЯстребиномСкала Парнас на озере Ястребином
  • МостикМостик
  • Дорога на Малое ГрадуевскоеДорога на Малое Градуевское
  • На озере Малом ГрадуевскомНа озере Малом Градуевском
  • Каменная дорогаКаменная дорога
  • ИС-3 в ВещевоИС-3 в Вещево
  • Озеро СветлоеОзеро Светлое
  • Утро на озере СветломУтро на озере Светлом
  • Дорога по гряде ВярямянселькяДорога по гряде Вярямянселькя
  • ПамятникПамятник
  • Озеро ВетренноеОзеро Ветренное
  • Река ВьюнРека Вьюн
  • Дорога вдоль пляжаДорога вдоль пляжа
  • Ладожское озероЛадожское озеро
  • ФинишФиниш
  • "Разорванное кольцо""Разорванное кольцо"
  • "Накопитель""Накопитель"
  • Вот уже и ПитерВот уже и Питер
  • Спокойной ночи, велосипед!Спокойной ночи, велосипед!

Комментарии

Здесь пока нет комментариев