По закерженским лесам: Нестиары, Светлояр и много что еще

- Старт:
- 11.06.2005 07:30
- Время:
- 3 дня
- Маршрут:
- Семенов - Хахалы - Феофаниха - Макариха - Желнуха - кордон Конь - Орехи - Нестиары - Урубково - Кузнецово - Озерское - Нахратово - Дубовик - Каменка - Шурговаш - Владимирское - Люнда-Шипово - Бол. Погорелка - точка N57/E45 - Оньшино - Ляды
- Расстояние:
- 210 км
- Участники:
- RaFaeL, DocSergey, grifon, Komen, romber, ЛГ, Иринка, Sesk, Sevlad
Съемки фильма "Нашествие насекомых" проходили с 11 по 13 июня 2005 года
Этот поход был запланирован заранее, еще весной. Для него специально были выбраны три выходных подряд в июне, причем с самым длинным световым днем, иначе просто не получалось пройти маршрут. 11 июня 2005 года, Московский вокзал, первая электричка на Семенов…В назначенное время (5:45) собраться не получается, в основном все подъезжают к 6 утра. Это: RaFaeL, DocSergey, grifon, Komen, Ромбер, ЛГ, Иринка, Sesk. Нужно покупать билеты… очереди у касс просто гигантские! Что делать? Решаем воспользоваться автоматами – билет стоит 39.20, итого надо 4 купюры по 10 рублей… которых нету! Собрав у всех «червонцы», начинаем кормить автомат. Тут выясняется, что никто этого делать не умеет – автомат съедает банкноты и выплевывает обратно )))) Методом проб из ошибок удается получить несколько билетов… На заметку: купюры нужно вставлять так, чтоб «красный» номер был сверху, и в щель вставлять именно стороной с номером. За это время очередь успевает пройти несколько раз – остальные билеты покупаем в кассе и выходим, собираясь бежать бегом на электричку – до отправления не более 10-ти минут. Тут подъезжает Sevlad, на которого билетов не взяли... Неужели мы не успеем? Берем еще один билет, бегом через ворота на платформу и успеваем! Электричка трогается в путь, а мы ставим велы привычным способом и садимся ждать контролеров… Поход начался!
Скоро пришли и контролеры. По традиции мы провоз велов стараемся не оплачивать – но в этот раз их было слишком много, да и контролер попался сговорчивый – 60 р за 9 велов не так уж и много. В 7:30 электричка прибывает в Семенов. Выгружаемся, проезжаем Семенов и выходим на дорогу в Хахалы. Первая часть пути самая простая – 30 километров асфальта. Каждый едет в своем темпе, но стараемся держать достаточную скорость. Я еду первым и уезжаю далеко вперед. Вокруг абсолютная тишина. Еду, пока не замечаю, что заднее колесо спущено – обнаруживается, что где-то нашел «стекляшку». Придется менять камеру – клеиться будем потом, на каком-нибудь привале. Быстро меняю камеру, накачиваю… Подумав минуту, камера лопается – видимо, от старости. DocSergey предоставляет еще одну «запаску» - снова меняем камеру и едем догонять остальных. Догоняем их только у магазина в Хахалах. Время – половина десятого. Здесь, у магазина, мы устраиваем небольшой завтрак, заодно докупаем то, чего не взяли из города – это хлеб и пиво. В Хахалах нормальный асфальт заканчивается, до Феофанихи дорога очень разбитая, но это все еще «твердое покрытие». Феофаниху объезжаем слева и выходим на полевую дорогу. Все поле сплошь усеяно фиолетовыми цветами. Не спеша доезжаем до Кожихи, после которой дорога становится типичной лесной грунтовкой – с грязью и лужами. На развилке, как и следует из карты, выбираем левую дорогу, по которой доезжаем до Макарихи. Оставляем ее опять же справа – а вот и поворот на Желнуху.
Дожидаемся отставших. Начинают «доставать» слепни – их еще не тучи, но уже облака. Для обычных машин дорога на Желнуху совсем непроезжая – большие лужи тут и там. Скоро выходим к деревне… вернее к месту, где она была. От деревни остались несколько обгорелых столбов, поодиночке стоящих тут и там на поляне... да несколько маков, растущих там, где раньше, видимо, был чей-то сад. А так хотелось «спрятаться» от назойливых насекомых в каком-нибудь доме! Времени еще только час дня, путь предстоит еще длинный, а слепни уже окончательно всех достали! Это было, пожалуй, единственное непредусмотренное заранее обстоятельство, к которому никто не был готов. Репелленты не давали слепням кусаться, но видеть эти нескончаемые тучи вокруг и слушать их постоянное «ЖЖЖЖЖ» было невозможно…. Да и еще и более-менее нормальная дорога повернула на север, а на восток уходило заросшее травой «направление». Но отступать никто не хочет, только вперед! Следующая остановка – Кордон Конь.
Туда дорога совсем заросла, по ней никто не ездит уже много лет. Там и сям лежат поваленные стволы деревьев, некоторые участки залиты водой, причем так, что обойти нет никакой возможности. Но к таким вещам готовность была, поэтому смело переходим лужи вброд. Через пару километров, уехав немного вперед, замечаю у дороги кострище в отличном состоянии – лежат дрова, колышки для котелка, чурбачки для сидения. Развожу костер. Костер - хороший способ немного отдохнуть от насекомых, которые боятся дыма. Пьем пиво, чтобы немного облегчить рюкзаки. Время – 14 часов, и, посидев полчаса у костра, снова трогаемся в путь. Участок до кордона практически целиком проходим по GPS – дорога постоянно петляет между просеками и от них мало чем отличается. Километров через семь выходим на поляну – GPS сообщает, что это и есть кордон Конь! Здесь уже не видно даже бревен от разрушенных домов – все окончательно заросло. Снова отдыхаем. Кстати, хороший способ спрятаться от слепней – это лечь в высокую траву. Их инстинкты, видимо, не позволяют им искать себе цель ниже полуметра от земли.
Закладываю геокэшерский тайник (http://www.geocaching.ru/?pn=101&cid=854), заодно нахожу дорогу дальше, причем на этой дороге виден достаточно свежий тракторный след – это вселяет надежду на то, что дорога будет лучше. Частично это так – уже нет поваленных деревьев, зато лужи встречаются чаще, иногда ручьи текут прямо по дороге. На тракторе в лес ездят, скорее всего, охотники – вот замечаем на дороге свежий медвежий след, вот и «лабаз» - мостки на дереве для ловли медведя, а вот рядом с дорогой взлетел тетерев. Неудивительно, ведь буквально в паре километров к югу – граница Керженского заповедника.
Дальше начинается самая скучная часть первого дня пути… Километры грязи, изредка – повороты, на которых ждем друг друга, сверяемся с GPS и идем дальше. Постоянно считаем, сколько осталось до следующей контрольной точки. Вот прошли поворот, указанный на карте как «сар.»… Нет там уже никаких сараев… И снова отсчитываем километры: 5,4,3,2… Вот мост через речку Хмелевая-Боровая. Умываемся, отдыхаем. Grifon даже купается. Уже почти 8 часов вечера. Совсем скоро асфальт – до него по GPS не более 2-х километров. Однако дорога некоторое время идет параллельно асфальту и выходит на него намного позже – 3 км до Орехов. Асфальт…
Метров через 200 асфальт кончается и начинается щебенка, ехать по которой не очень приятно, да и не быстро. Тем не менее, через небольшой промежуток времени я уже в селе Орехи. Моментально куда то пропадают все слепни – абсолютная тишина, слышно только, как квакают лягушки в местном пруду. Я никогда еще до этого не радовался так подобным звукам, настолько надоело за день нескончаемое жужжание! Нахожу колодец с питьевой водой – можно немного перекусить и дождаться остальных. Спрашиваю у местных про наличие магазина – магазин есть, причем открыт практически в любое время, так как частный. Потихоньку начинают подтягиваться остальные участники похода. Едем в магазин – покупаем пива, бананов, печенья, узнаем дорогу в Нестиары. Осталось пройти совсем немного, 11 километров. Сначала через поле, потом грязь, ну а дальше дорога будет лучше.
10 часов вечера, сил почти не осталось, но нужно двигаться дальше! Проезжаем поле, переходим «грязь»… Дальше дорога ничуть не лучше той, по которой мы шли от кордона: те же большие лужи, заболоченные участки – ехать можно, но сложно. Чтобы сэкономить время, договариваемся, что я еду вперед и готовлю дом к приезду «гостей», а остальные не спеша меня догоняют. Ну что ж, еду… Лужи, грязь, лужи, грязь… Вырубка, на ней теплушка, в которой слышны голоса – на всякий случай объезжаю стороной. Мостик через речку, затем еще один. Уже совсем смеркается… Наконец то за деревьями показались первые дома – ура, финиш! Последние сотни метров оказались самими сложными – дороги практически не было видно, пару раз упал в какие-то лужи. Но вот я в селе. Спрашиваю у местных нужный дом – да, нас тут ждут :))) Бегом в местный магазин – за пивом и семечками и к местной корове за традиционным молоком. Дожидаюсь остальных…
Ждать приходится не меньше часа. Как потом оказалось, у grifon’a лопнула покрышка и камера, а такие поломки быстро отремонтировать не удается. Но вот вдалеке показались огоньки светодиодных фар. Встречаю группу в условленном месте – у церкви (хороший ориентир в любом селе, где данный артефакт имеется). Ставим велы в гараж, разгружаем рюкзаки. Сначала – купаться на озеро. Затем – готовить ужин. От костра решили отказаться, чтобы не тратить время и силы, еду готовили в доме. Ужинаем уже в два часа ночи. Спать… Пройдено около 90 км, из которых 60 – жуткие грунтовки.
Утро второго дня начинается ближе к полудню. Завтрак, заклейка камер, затем - купание себя и велов, закладка еще одного геокэшерского тайника (http://www.geocaching.ru/?pn=101&cid=855), сборы. Нестиары покидаем только в три часа дня. На второй день намечен не такой большой маршрут, как на первый, причем достаточно большой процент занимает асфальт. Первые десять километров едем, загорая, с ветерком – дорога отличная, слепни догнать не успевают. Первая контрольная точка - мост через Люнду. Собираемся все, фоткаемся. Grifon остается купаться, а мы едем дальше. Собираемся у поворота на Урубково – все, кроме grifon’a. Прождав его достаточно большое количество времени, приходится отправить отряд на поиски – сотовые тут работать отказываются. Отряд (Sevlad и DocSergey) возвращается достаточно скоро: причина задержки grifon’a – очередной раз лопнувшая камера. В этом месте делимся на две группы: ромбер, Сергей и Ира решают, что хватит им приключений и едут на Светлояр по асфальту, все остальные поворачивают в Урубково. Проезжаем его, затем примыкающее к нему Лалакино. Здесь дорога заканчивается, начинается тропинка. По тропинке доезжаем до Борисовки, за Борисовкой тропинка упирается в небольшой овраг. Перебираемся на другую сторону, едем дальше. Тропинку еле-еле видно, она идет сначала по полю, потом вдоль рощи, затем пересекает ручеек и поворачивает в лесок. Вот вдалеке показывается деревня – это Кузнецово.
Спрашиваем у местных дорогу к озеру. Чтобы попасть к озеру, нужно перейти по бревну речку и проехать по полю. ОК, едем к речке. Я и Komen переходим речку по бревнышку, которое достаточно тонкое и начинает сильно раскачиваться, если на него встает человек с велом в руках. Поэтому реализуем следующий способ: я перехожу на другую сторону, а велосипеды Komen ставит на бревно и медленно прокатывает так, чтобы я на той стороне мог поймать их за руль. Остальные переходят ручей привычным уже способом – вброд (кроме ЛГ, которую переносит DocSergey). Поднимаемся по полю до молодой рощицы, куда ныряет тропинка. Деревья растут настолько близко, что от нас даже отстают слепни, которым приходится облетать рощу стороной :)))) А вот и дорога на озеро. Подъезжаем к озеру – но купаться лучше со стороны села, куда и едем по полевой дороге.
Озеро у села Озерское считается двойником Светлояра - оно похоже по форме, тоже очень глубокое, имеет с ним одинаковый уровень воды. Дело в том, что оба озера лежат в одном разломе земной коры и, возможно, сообщаются между собой подземными водами. Вода очень чистая, купаться, по отзывам, очень приятно. Но уже семь часов вечера, а ехать еще прилично. По асфальту доезжаем до села Нахратово, чуть слева от дороги находится местный магазин. Традиционное мороженое, холодный лимонад. Здесь нас покидает Sevlad – он едет на Светлояр по асфальту через Воскресенское. А мы продолжаем проходить намеченный маршрут, хоть и сокращаем немного его грунтовую часть – хочется попасть на Светлояр засветло.
Асфальтовый участок. За поворотом ожидается появление деревни Марфино – так и есть, видны дома... но это – Щербаково! Карта опять врет, но в этот раз в нашу пользу. Едем, смотря по сторонам – где-то тут должен быть грунтовый поворот на Дубовик. Вот видна какая-то тропинка, уходящая в лес, а рядом – скамейка. Это, наверное, автобусная остановка – ну значит деревня рядом, поворачиваем в лес. Метров через 500 тропинка выходит на хорошую грунтовку, до поворота на которую мы, судя по всему, не доехали. Доезжаем до деревни. Местные девчонки показывают дорогу на Каменку и сообщают, что дорога хорошая.
Сразу за деревней дорога раздваивается – на запад и на юго-запад. Та, что на юго-запад, лучше, едем по ней. Где-то через километр дорога поворачивает все более на юг и появляется сомнение в правильности пути – нам на юг не нужно. Возвращаемся. Через пару сотен метров опять развилка и поворот дороги на юго-запад. Нет, в этот раз мы поедем прямо… и дорога которая уходит прямо, вскоре поворачивает на север и заканчивается. Опять возвращаемся… снова по той же дороге, которая вскоре поворачивает в нужном направлении. Вот к ней слева примыкает дорога… с которой мы вернулись! Все больше времени терять не будем. Проезжаем мимо карстового провала. Далее дорога действительно хорошая – удается разогнаться до 30 км/час! Вот поворот направо, еще немного грязи и мы в деревне! На сегодня грунтовки закончились, время – 9 часов вечера. Идем искать молоко, его дают прямо в бидончике. Следующая остановка – село Шурговаш, здесь фоткаем местную церковь, вернее то, что от нее осталось. Далее маршрут должен был идти по грунтовкам, но его пришлось чуть-чуть изменить – уже темнеет, поэтому быстро летим по асфальту и в половине одиннадцатого вечера мы на озере! Искупавшись, едем на место ночевки – на дачу в Люнду-Шипово. Баня, ужин, отбой. Второй день – 80 км.
День три, «возвращение». Культурная программа на третий день – «открытие» точки пересечения целых меридиана и параллелей для проекта confluence.org, а также посещение места «40 ключей». Покидаем дачу в час дня, доезжаем до Боковой, покупаем мороженое и лимонад и делимся на две группы. «Открывать точку» едет группа из 4-х человек: я, DocSergey, grifon, Komen. Остальные нас будут ждать на ключах, чтобы потом вместе доехать до ст. Ветлужская, от которой в 19:15 отходит электричка. Разъезжаемся по сторонам.
Поворот на Большую Погорелку. Отъехав от трассы сотню метров, багажник Komen’а окончательно отваливается – видимо, дальше нам предстоит ехать втроем… Еще через сотню метров – взрыв камеры на заднем колесе grifon’a. М-да… Видно проезжающие по трассе машины, может, еще не поздно вернуться? Подъезжает Komen – он переложил все в рюкзак и все-таки едет с нами. У него есть запасная покрышка – правда, она тоже в достаточно плохом состоянии. Но идея – может попробовать поставить ДВЕ покрышки? На заднее колесо ставим хорошую покрышку с переднего, а потом начинаем проводить операцию по засовыванию покрышки в покрышку, всей этой конструкции на обод, а затем еще и камеры на положенное ей место. Сломав одну монтажную лопатку, операцию удается осуществить успешно. Кстати сказать, эта конструкция оказалась очень надежной.
Едем дальше, хоть и потеряно уже много времени – уже два часа дня. Доезжаем до деревни, далее видна дорога, уходящая по полю – едем по ней. Дорога доходит до леса, сворачивает направо и упирается в вырубку. Сверяемся с GPS – блин, эта не та дорога! Приходиться возвращаться… переходим поле, находим нужную дорогу. Это, конечно, не дорога, а скорее направление. Сначала едем по полю, потом по лесу. В лесу дорога довольно странная – вся заросла травой, часто встречаются поваленные деревья, но ехать можно, так как поверхность относительно ровная. Через 5 километров должен быть поворот… и мы выходим на широкую, раскатанную песчаную лесовозную дорогу, по которой можно ехать на участках, которые с горы и приходится идти пешком на тех, которые в гору. Через пару километров выходим к перекрестку, на котором стоит абсолютно новая беседка – и это в такой глуши. Вскоре еще один перекресток - дорога резко поворачивает на запад, а мы по едем по просеке на север. Сначала просека идет вдоль молодых лесопосадок и местами представляет собой высохшее русло ручья, затем, после еще одного перекрестка, углубляется в лес. Переходим вброд речку. Еще немного и мы выходим на лесовозную дорогу. По ней мы позже поедем на трассу, а пока прячем в кустах велы и отправляемся на поиски «точки» - до нее около километра. Поблуждав по кустам и болотам, выходим на поляну, на которой GPS изредка показывает заветные «нули» - сфотографировать их оказывается не так уж и просто, как думалось ранее, вдобавок возникли проблемы с освещением дисплея – приходится подсвечивать фонариком. Но вот наконец точка зафиксирована, делаем все необходимые съемки и возвращаемся к велам – уже не напрямик по лесу, а в обход по просекам. Далее был, пожалуй, самый тяжелый участок похода – около семи километров до деревни Оньшино. Песчаная дорога, огромные лужи, которые сложно было обойти, гигантские тучи гигантских слепней… Все уже очень и очень устали…
В Оньшино выбираемся только к семи часам вечера. Есть шанс успеть на последнюю электричку, но еще надо заехать на «40 ключей» - набрать воды и заложить еще один, последний геокэшерский тайник (http://www.geocaching.ru/?pn=101&cid=856). В половине восьмого мы на ключах, очень торопясь, едем на станцию… но понимаем, что не успеваем. Отзванивается DocSergey – он устал и возвращается на дачу. Восемь часов вечера, трасса. Нас – трое. Позади 40 километров пути. Спешить уже некуда, поэтому перекусываем у придорожного кафе. Варианты – ночевка в лесу и возвращение домой утром, или ловим «газель». Машины останавливаться не хотят… Но вот одна из грузопассажирских газелей заезжает на заправку… Yes! Нас довезут. Не бесплатно, конечно, но за комфорт нужно платить – договариваемся на 500 рублей на троих. В 11 вечера мы в Нижнем Новгороде. Поход завершен успешно!!!
В электричке
В Хахалах
Асфальт кончился
В деревне Желнуха
Дорога
Привал
Снова в путь
Медвежий след
Еще совсем немного до асфальта...
Моем велы в оз. Нестиары
С. Нестиары
Опять по пересеченке
Форсирование р. Швея - вариант раз
Форсирование р. Швея - вариант два
Озерское
В с. Нахратово
Поворот на Дубовик
Колонка в Каменке
Пьем молоко
Светлояр
Лопнула покрышка...
Тупик - придется возвращаться...
И снова речка...
Ура! Мы нашли ее!
Колонка в Оньшино
Опоздали на электричку - ловим попутку
Карта (1,2 мб)
В общем, очередной RESPECT вам, растете не по дням, а по часам :) Что же будет к концу сезона ;)
А так дороги хорошие, думала вообще не проедем.
Еще раз завидую и кусаю локти, что не поехал с вами...
тья на озеро Большое Плотово в нижегородской области летом 2006.Кто заинтересовался ответ жду на e-mail.
почему так камеры часто рвутся у вас?
что за дачи? чьи? и можно ли узнать координаты хозяев, чтобы была возможность связаться с ними и заночевать?
Эх, Желнуха...
Значит, в июне 2005 там уже совсем ничего не было. Говорят, до какого-то времени там ещё оставалась одна баня, да и ту потом спалили.
Вообще, узнаю некоторые кадры дороги и очень радуюсь, что не совался туда на велосипеде. Да и вообще не был там летом.
Да, зима - великая вещь для наших дорог. Например, дорога Феофаниха - Кожиха - Макариха - Желнуха расчищена сейчас так, что можно и на велосипеде. из Желнухи чищено на Новоселье и кордон Конь.