vn
Автор: RaFaeL
Первые майские на Ветлуге
Старт:
30.04.2005 10:00
Время:
3 дня
Маршрут:
День 1: Беласовка - Олониха - Озерки - Дуплишка - Боковая - Благовещенское. День 2: Благовещенское - Асташиха - Знаменское - Русениха - Воскресенское - Благовещенское. День 3: Благовещенское - Карасиха - Дуплиха - Арефино - Уткино - Ветлужский
Расстояние:
165 км
Участники:
RaFaeL, Basilio, Slonik, laquesta, Женя, Коля, Вова, Соня
Идея поехать на майские праздники на Ветлугу появилась еще за месяц до самих выходных, и, как это часто бывает, состав участников оказался совсем другой.
Тем не менее, буквально в последний момент поездку удалось организовать: едут RaFaeL, Basilio, Slonik, Фин, laquesta и, возможно, еще несколько человек с турклуба. Встреча – 7:30, 30 апреля, Московский вокзал, выезд электричкой до ст. Керженец в 8.30.

День 1. В назначенное время на вокзале собираются 8 человек (четверо – с турклуба (Женя, Коля, Вова, Соня) минус проспавший встречу Фин). Расписание оказывается достаточно сильно измененным: электричка не в 8:30, а 8:15, но, благодаря запасу времени, мы на нее успеваем. Покупаем билеты до Семенова (чтобы сэкономить) – разумеется, только на себя, на велы билетов не берем. Через турникеты нас пропускать отказались ввиду отсутствия багажной квитанции – приходится их обходить через пути. Электричка, вопреки ожиданиям, оказывается полупустой – даже есть свободные сидячие места, поэтому проблем с посадкой не возникло никаких. Контролеров до самого конца маршрута тоже не было. В 10 утра поезд прибывает в Беласовку.

Сначала – в магазин, купить продуктов в дорогу. Затем – на другой берег Керженца через понтонный пешеходный мостик. Мостик частично можно проехать на веле, частично приходится проходить пешком – есть и большие расстояния между понтонами, и наклонные участки. Переходим Керженец, проезжаем сотню метров в сторону леса. И тут встречаем первое серьезное препятствие: лесная дорога полностью затоплена. Но, поскольку объехать это водное препятствие не представляется возможным, приходится идти вперед! Глубина в основном по колено, иногда можно даже ехать, но встречаются и ямы по пояс. Велосипед в таких ямах не тонет, а плывет! Метров через 300 дорога выходит чуть выше и вода заканчивается. Дорога идет по лесу, потом по болотам, иногда ее пересекают ручейки. К 12 дня выезжаем в д. Олониха. Говорят, что в этой деревне наливают хороший самогон с солеными огурцами – ищем бабу Шуру, посылаем «гонца». Пока его ждем, проходящая мимо почтальонша сообщает нам о том, что местный самогон – это разбавленный стеклоочиститель и пить его не рекомендуется – в срочном порядке возвращаем «гонца» обратно. Далее нам нужно ехать по асфальту.

К часу дня проезжаем до поворота на Озерки, далее маршрут пролегает по полевой дороге. Сверяемся с картой, поворачиваем направо. Правда, поворачивает не вся группа, а я и Slonik. Через 100 метров Slonik увязает по заднюю ось в глине, останавливаемся и ждем остальных. Однако, дождаться не удается – четверо турклубовцев уезжают по дороге в Сухобезводное – остановить не успеваем, приходиться возвращаться. Вчетвером едем за ними следом вниз, к речке Чамруха, поднимаемся наверх. Догнать группу не представляется возможным, сотовые молчат. Что делать? Подождав некоторое время, решаем ехать по заранее определенному маршруту, т.е. через поле в Озерки: группа конечную точку маршрута знает – или догонит, или приедет самостоятельно. Отъехав от асфальта примерно километр, останавливаемся на привал – пора обедать. В это же время Basilio удается дозвониться до уехавших и объяснить им, что от Сухобезводного они никак не проедут в это время – везде одни болота, поэтому им придется вернуться. Пообедав и немного отдохнув, продолжаем путь. Дорога идет вдоль полей, средняя скорость – 10 км/час. К трем часам дня выезжаем в с. Озерки, спрашиваем у местных дорогу на Дуплишку. Местные жители искренне удивляются нашему желанию – в деревне никто не живет и проехать туда может лишь трактор. «Вы что, экстреманты?» Отвечаем утвердительно, и нам показывают нужное направление. Женя и Коля заявляют, что хватит им на сегодня бездорожья и укатывают по асфальту, а мы вшестером движемся по заранее намеченному маршруту.

Дорога также идет через поля. На одном из полей памятник – то ли надгробие, то ли просто памятник. Ни надписи, ни фотографию время не пощадило. В половине четвертого мы уже в деревне Дуплишка. В ней действительно никого нет, но дома находятся в разном состоянии. Пока подъезжают отставшие, захожу в пару домов. В одном доме бардак, как будто оттуда съезжали во время эвакуации – все разбросано по полу: матрацы, посуда, вещи, на месте лишь настенные фотографии. В другом доме все более прилично – книжки, посуда на месте, пустая полторашка из под Окского датирована 2004-м годом – значит, этот дом иногда навещают. Доезжаем до окраины деревни, сверяемся с картой…

Сюрприз. Дороги, которая на карте нарисована как ведущая к д. Большая Погорелка, на самом деле нет: одна дорога ведет строго на юг, другая – строго на север. На восток идет чуть заметный след по полю. Что делать? Решаем разведать все три направления. Я еду на север, Slonik – на восток, Basilio – на юг. Дорога, ведущая на север, сразу за деревней поворачивает на запад – туда нам точно не надо, возвращаюсь к развилке, рассматриваю искусственный пруд на окраине деревни правильной круглой формы. Дорога, по которой уехал Slonik, поворачивает в лесу на север, видны остатки разрушенного дома. Вероятнее всего, это остатки деревни Ивановка – туда нам тоже не надо. А вот дорога, по которой уехал Basilio, через пару сотен метров разветвляется на две: одна уходит на юг, а вторая – на восток. Скорее всего, ехать нам нужно именно по ней, выдвигаемся. На дороге встречаем две стоящие тракторные тележки, груженные лесом – они по ось зарыты в дорожную глину. Дорога обходит лесопосадки и… возвращается обратно на окраину поля, с которого видно деревню Дуплишка. Мда… Ищем другой вариант. На восток дороги нет – просека заканчивается через сотню метров столбом, который на самом деле оказывается обрубленным стволом дерева, возвращаюсь. Идем на север – доходим до просеки, которая уходит на восток и на ней достаточно следов от машин, хоть и многолетней давности. Может быть, это та самая дорога? Сверяемся еще раз с компасом – очень большая вероятность, что так оно и есть. Идем по просеке – ехать достаточно сложно. Километра через три дорога поворачивает на юго-восток – но это не страшно, так как в этом случае мы рискуем только выйти на трассу немного раньше запланированной точки. Зато вот в луже лежит лягушачья икра, а немного позже замечаем греющихся на бревнышке ящериц. Человека они никогда не видели, поэтому не боятся и их можно легко поймать. Перефотографировав их во всех возможных ракурсах, продолжаем путешествие – время уже 6 часов вечера, сколько нам еще идти через лес – неизвестно, да и питьевая вода совсем кончилась. Через 15 минут выезжаем к небольшому озеру и вытекающему из него ручью – тут уже ноги мочить не хочется, строим мостик из нескольких бревен, переходим ручей. За озером следов на дороге больше – вероятно, озеро посещают рыбаки – значит, совсем рядом есть населенный пункт. Так и есть – еще через 10 минут мы уже на опушке леса, с которой видно вышки базовых станций, установленных в д. Боковая. В семь вечера мы уже у придорожного кафе пьем лимонад и едим мороженое. От Беласовки пройдено 45 км.

Приезжает вызванная по телефону Газель турклуба – не все могут ехать дальше своим ходом – от усталости болят колени, поэтому на велах путь продолжают только я и Basilio. Сначала хотели проехать напрямик через Михайлово – Семеново, но в нужном месте поворота не оказалось – только перепаханное поле, поэтому доехали до Якушево и через пару километров повернули направо. Чуть позже на развилке из двух дорог выбрали более хорошую и приехали в с. Потрохово – приходится вернуться на дорогу за селом. Далее – с ветерком с горок и без ветерка в горки, и в 9 вечера мы на конечной точке, в с. Благовещенское, пробег за день – 70 км.

День 2. Просыпаемся ближе к 10 часам. Первоначально планировалось съездить в с. Троицкое и посмотреть там деревянную церковь постройки начала 18 века, но начавшийся дождь эти планы перечеркнул. В итоге Троицкое решили заменить Знаменским и съездить всего лишь до Воскресенского – купить там пива и зайти в гости к Sevlad’у, который как раз там отдыхал в эти дни у родителей. Стартуем в 12 дня втроем: я, Basilio, Slonik. Через поле доезжаем до Асташихи, там – достраиваемая деревянная церковь. Оттуда – через дамбу в с. Знаменское. Тут тоже есть деревянная церковь, но она полуразрушенная – башни и купола лежат на земле. Причем, разрушилась церковь не так давно – на календаре на 2005 год фотография показывает нам ее еще целой. Перекусываем на крыльце церкви, в час дня едем дальше. Чтобы сократить путь, нам нужно проехать по тропинке до деревни Русениха. Тропинка достаточно хорошая, но она выводит нас к затопленному оврагу с очень крутыми склонами. Спускаемся, умудряемся ни разу не упасть, переходим по мостику ручей, поднимаемся наверх, выезжаем к Русенихе. Объявление на сельклубе гласит: «2 мая в с/к спектакль «Семь мисок, семь ложек», начало в 19:00 в столовой». Очень хочется посетить данное мероприятие, но оно только завтра, а завтра нам уже пора будет ехать домой. Запечатлев сие объявление на фотоаппарат, выезжаем из деревни. На развилке смотрим карту: на том варианте, что был у меня, асфальтовой дороги до Щербачихи не было, поэтому едем по дороге направо, которая вскоре выводит нас на Воскресенскую трассу. В половине третьего дня мы в Воскресенском, на автостанции. «Ну что, по пятидесяточке?» - в очередной раз спрашивает Slonik – Basilio не против. Я иду покупать себе пиво, созваниваюсь с Sevlad’ом и в три часа дня мы уже у него в гостях, пьем пиво, едим кулич (Пасха все-таки), смотрим фотографии, немножко отогреваемся – все мокрые до нитки. Но, в гостях хорошо, а дома лучше – в восьмом часу прощаемся и едем обратно в Благовещенское. Несмотря на дождь, разогнаться получается до 30 км/час и выше – фонтан за велом стоит метра два высотой. Перед деревней Стрелиха проезжаем через еле живой мост – рядом строится новый, но пока он не достроен, ехать приходится по старому – в условиях дороги, покрытой глиной, это довольно экстремально. Но ничего выдающегося на обратной дороге не случается, и в 8 вечера мы в Благовещенском. Пробег за день – 40 км.

День 3. Дорога домой. Ехать обратно решено со станции Ветлужский – в начале восьмого оттуда идет прямая электричка до НН. Снова разбиваемся на две группы – одна половина поедет по асфальту, а мы втроем немного срежем по ветлужскому берегу. Выезжаем около часа дня. Сначала – по асфальту до Карасихи. У Slonika там есть знакомый – но его дома не оказывается, поэтому сразу едем дальше, до Дуплихи. В деревню ведет тропинка «мечта велосипедиста» по сосновым посадкам метр высотой. Переезжаем один овраг, на его дне воды нет, а вот следующий уже приходится переходить по положенным бревнышкам. Тропинку в лесу часто преграждают упавшие стволы деревьев, но скоро лес заканчивается и мы в деревне Дуплиха – последние метры грунта даются особенно тяжело. Летим вниз по асфальтовой дороге и… на мосту через Янушку переднее колесо Basilio попадает в щель между досками, он перелетает через руль. При этом ободом оказывается пробито заднее колесо. Времени уже почти три часа дня – созваниваемся с оставшимися, чтобы они нас не ждали, начинаем чиниться. У меня есть запаска, значит, много времени мы не потеряем. Пока Basilio меняет камеру, купаем в Янушке велы. И снова в путь. Доезжаем до Арефино, летим под горку вниз. В д. Разгуляй у Slonika звонит сотовый – пока он разговаривает, сверяемся с картой. О-па, мы проехали поворот, приходится возвращаться обратно в Арефино. Доезжаем до Уткино. Оттуда до Сенькино по карте есть грунтовая дорога – но, проехав через деревню, чего-либо напоминающего дорогу, мы не нашли, поэтому едем к трассе и далее по направлению к Ветлужскому.

Через пару километров замечаю указатель «Святой ключ», указывающий вдоль поля в сторону. До нашей электрички еще целых три часа – уговариваю заехать посмотреть. К роднику ведет хорошая полевая дорога (проехать может даже легковая машина), кое-где висят указательные стрелки. К самим родникам ведет тропинка, на которой в обувь все-таки попадает вода. Ключ оформлен достаточно хорошо, есть таблички, стоят три креста. Вода исключительно прозрачна, это особенно заметно в месте впадения родника в р. Лапшанга. Наливаем воды во фляжки. Далее до станции – почти без остановок, только изредка сверяемся с картой. В 6 вечера мы уже в Ветлужском, сначала покупаем билеты, затем в магазине – еду и пиво. Пробег за день – 55 км. В 18:45 на станцию подают электричку. ДОМОЙ!!!
  • В электричкеВ электричке
  • КерженецКерженец
  • Форсирование водных преградФорсирование водных преград
  • ОбедОбед
  • В деревне ОзеркиВ деревне Озерки
  • Заброшенная деревня ДуплихаЗаброшенная деревня Дуплиха
  • Что-то вроде дорогиЧто-то вроде дороги
  • ЯщеркаЯщерка
  • Церковь в АсташихеЦерковь в Асташихе
  • Развалины церкви в ЗнаменскомРазвалины церкви в Знаменском
  • Очень круто во всех смыслах!Очень круто во всех смыслах!
  • Под дождемПод дождем
  • В оврагВ овраг
  • В оврагеВ овраге
  • КлеимсяКлеимся
  • Святой ключСвятой ключ
  • Домой!Домой!
  • КартаКарта

Comments (5):

    • laquesta
    • 04.05.2005 09:28
    Ма-ла-дэс! :)
    Всё так и было. Теперь я люблю грязь :)
    Особенно впечатлило зрелище упавших куполов в Знаменском - я неоднократно видела церквушку в "собранном" состоянии вживую...
    Также хочу передать привет Лесной Мыши, которую спугнул Slonik троекратным зычным "МЫШЬ! МЫШЬ!МЫШЬ!".
    И спасмбо всем присутствовавшим за отличную компанию!
  • Афигеть!:) При обсуждении маршрута я, конечно, представлял, каково будет весной в лесах, но совершенно не предполагал хождения по колено в талой воде! ;)
    Маршруты становятся всё продолжительнее и экстремальнее. Так держать!
    • Фин
    • 04.05.2005 10:25
    Поздравляю, экстреманы!
    Жалею, что я такой лентяй и разгильдяй.
    "В следующий раз я пойду первым" (с)реклама
    *если не просплю
    • laquesta
    • 04.05.2005 11:49
    To Sevlad: Не-е-е, по колено - это ещё хорошо! Вот по пояс - это да... это освежает :)
  • http://turclub-nn.narod.ru/otchet-velo/velomay05.html

    Тот же поход с точки зрения Турклуба-НН