Одиночный поход на север от Нижнего

- Старт:
- 23.08.2004 15:00
- Время:
- 3 дня
- Маршрут:
- Нижний Новгород - Заволжье - Хохлома - Семенов - Бор - поселок Октябрьский - Нижний Новгород
- Расстояние:
- 300 км
- Участники:
- Денис
Началось все с того, что у меня кончался отпуск, а мне никого не удавалось вытащить с собой в давно задуманный поход на озеро Святлояр.
Так как я не нашел себе компаньонов, решил ехать один, при этом минимизировать взятые с собой вещи и провизию.Но обо всем по порядку. Сборы начались, как и подобает, сутра. Обдумав минимальное содержание рюкзака, пришел к выводу, что кое чего не хватает: ножа, которым можно открывать консервы, резать еду, рубить небольшие деревья и т.д.; подходящей емкости для воды, чтобы сама она ничего не весила, была бы близка по форме к шару (для удобства размещения и вынимания из рюкзака, для этого случая подходит пластиковая полуторалитровая бутылка, в которой иногда продают разливное вино) и карты Нижегородской области (на всякий пожарный, обычно она не пригождалась). К обеду я таки раскачался и поехал за недостающим. Бутылку для воды взял у друга, карту купил поблизости от него, за ножом пришлось скататься на станцию метро Пролетарскую (там хороший туристический магазин, тем более есть небольшая скидка, как постоянному клиенту). Приготовления завершились, надо сказать удачно, т.к. все пожитки уместились в обычный байкерский рюкзак, включая маленькую палатку, теплую одежду и сухой паек, исключение составила велотуристская версия пенки (легче и тоньше пенки, при сохранении той же теплопроводности, точнее её отсутствия, всем рекомендую, жалко не помню как правильно называется). Что характерно, взял не больше не меньше, а то, что надо, не пригодились только (что не может не радовать) велосипедная и человеческая аптечки.
Как только вышел из магазина начался проливной дождь, противно, но настоящего байкера такие мелочи не остановят, тем более в начале путешествия))). Доехал до Сормова, дождь прекратился. Сохнуть пришлось на ходу т.к. был четвертый час, а по плану проехать предстояло сто километров, лучше сто с небольшим (про запас). Для тех кому стало интересно почему Сормово, объясняю, ближайшая велосипедная переправа через Волгу возможна только по плотине в Заволжье, а электричками в велопоходах я принципиально не пользуюсь. До Заволжья была обычное кручение педалей без развлечений, если не считать гонки с местным пригородным автобусом. Автобус ехал не больно шустро, поэтому, немного поднажав, удавалось за ним держаться, чем я озадачивал его пассажиров едущих на задней площадке (наверное, они задавались вопросом: «Почему мы не на велосипеде, за него же платить не надо, как за автобус?» ))) ). Так докатился до автостанции в Заволжье, автобус остался там, наверно сдался))). На автостанции купил пол литра сока, тут ж выпил и поехал дальше. Переехав через плотину решил что надо все же перекурить, гонки с автобусом не прошли даром. Добрался до ближайшего поля. Шлепнулся в солому рядом со стогом, кайф))). Отдохнул пол часа и дальше крутить педали. От поворота на Городец пошел налево, уже начало потихоньку смеркаться. У поворота на Шадрино был часов в девять, практически стемнело, как-никак был конец августа. Решил что на сегодня пора завязывать, тем более, что запланированные 100 км были пройдены. В темноте забурился на поле измочив все ноги об траву с выпавшей на ней росой. Добрался до стога соломы, быстренько поставил палатку и обустроился на ночлег. Ужин решил перенести на следующий день, не до него как-то было. Через некоторое время осознал зачем я взял теплые вещи, ночью подморозило слегка. Примерно с часа ночи до восхода спать не удалось, замучили своим жужжанием комары под тентом палатки и холод, зато если высунуть голову из палатки потрясающе красивое звездное небо, такое близкое, что можно достать рукой, ну уж если не с земли, то с велосипеда уж точно))). Когда немного рассвело, решил, что время для ужина пришло (более-менее светло, мимо рта уже не пронесешь, а делать все равно нечего, да и не плохо было бы пожрать наконец). Пока открывал и ел тушенку вышло солнце, комары наконец-то заткнулись, пришло долгожданное тепло. Вот когда понимаешь бренность своего существования и вечность вселенной))). Но философствовать было некогда надо было побыстрее выспаться. Проснулся пол десятого, медленно неторопясь собрался, посушил палатку, покалил живот на солнце. Часов в одиннадцать поехал дальше, так и не догадавшись, как я по таким колдобинам, в темноте умудрился залезть на поле. Следующим пунктом программы была Хохлома. Туда с основной трассы ведут две дороги, мимо ближней из которой я естественно проехал, повернув только у Старобогатова, чем обеспечил себе небольшой крюк))). Спасибо приветливым местным жителям подробно объяснившим за каким поворотом и через сколько горок надо повернуть таки направо))). Хохлома красивая, чистая, ухоженная деревня. Отоварился в местном магазине соком и футболкой, т.к. свою сутра повесил на рюкзак и где-то между Шадрино и Хохломой она осталась на дороге. Покатался немнго по Хохломе, умылся в реке Хохломке (вода прозрачная как в роднике), попил сок и тронулся дальше на Ермилово. Там судя по карте должна была быть грунтовая дорога до Соколова, она там БЫЛА. Слово «была» надо бы еще подчеркнуть, т.к. по ней было трудно даже идти, не то что ехать. Аборигены сказали, что по этой дороге в прошлом году умудрился проехать трактор, а вообще ей давно никто не пользовался, и что пройти то в принципе можно, но кроссовки лучше бы заменить на болотные сапоги, т.к. придется пару раз преодолевать брод. Они меня убедили, и я поехал через Липовку по другой грунтовке. Мне сказали придерживаться дороги, чем я и занимался, пока она не пошла в противоположную сторону. Поплутав по полям, услышал звук лесопилки, доехал до нее. Увидев меня водитель трактора заглушил своего зверя и вышел, сразу поинтересовавшись не заблудился ли я. Я честно сознался, что так оно и есть. Рассказал лесорубу откуда я еду, он сказал, что скорее всего я проехал поворот (очередной раз)))) и объяснил мне как таки добраться до Липовки. По его словам до дороги на Липовку надо было пройти через лес метров 300 по тропинке. Пройдя порядка 1,5 километров (по спидометру на велосипеде) я начал немного сомневаться. Еще где-то через пол километра наткнулся таки на дорогу которая, судя по карте и солнцу (компаса у меня не было, да такой точности обычно и не требуется), вела в нужном направлении. Видимо у местных жителях другие понятия о расстоянии. Этой дорогой уже давно не пользовались, вследствие чего она сильно заросла, но по ней, во всяком случае, не ездили на тракторах, поэтому в колею по пояс не проваливаешься))). Еще радовал след от мотоцикла, проехавшего скорее всего весной и оставившего глубокую канаву от буксовавшего по мокрой земле заднего колеса. Раз уж мотоцикл проехал, так я на велосипеде просто пролечу, подумал я. Так оно и произошло, всего пару раз забуксовал и пришлось вытаскивать велосипед, пока не доехал до толи мелкой речки, толи крупного ручья поперек дороги. Шириной метра три, глубиной по колено, местами глубже. Все это закидано буреломом. Высмотрел метрах в десяти по берегу лежащие над водой деревья, по которым можно было переправиться. Проломился через кусты до этого места и по деревьям на другой берег. После этой переправы мотоциклетных следов больше видно не было. Километра через 3-4 выбрался на дорогу, по которой вероятней всего я должен был ехать от Ермилово. Вобщемто, скорее всего я не много потерял, т.к. по ней-то уже ездили трактора, и даже в верхнем положении педалью задеваешь за её стенку. Зато ширина))), вобщем я в неё убирался. В одном месте дорогу опустилась в низину, где после дождя, вероятно, скапливалась вода, настолько развезенной дороги я еще не видел. Велосипед на плечё и попрыгал по засохшим глыбам глины, в промежутках между которыми была вода. Выглядит как полоса препятствий))). А за поворотом увидел долгожданную цивилизацию. Доехал до деревни, спросил, оказалась Липовка. Вместо 7 километров по карте проехал километров 15-20. Почему-то в разговорах местные жители обычно интересуются, какую скорость можно развить на велосипеде, приходится объяснять, что основное его качество – проходимость (это же не шоссейник), хотя и в скорости он даст фору любому дорожному. Дальше в Семенов, дорога приятная, машины ходят раз в 15 минут, не чаще, ехать одно удовольствие. По пути заехал в каком-то населенном пункте (названия к сожалению не помню) в сельмаг, купил поесть пирогов с соком, остановился в придорожном лесу поесть. Через некоторое время остановился на отдых на автобусной остановке посередине леса. За час, что я там валялся на скамейке, проехало машины три, автобусов я вообще не встретил ни одного за все время. Странно, что там делают автобусные остановки))). Доехав до Семенова понял, что на Святлояр к сожалению в этот раз не успеваю, сильно сказалась потеря времени на блуждание по лесам. Ну и ладно, повернул в сторону Нижнего. Пора было присматривать место для ночлега. Присматриваясь к окрестностям проехал еще километров двадцать. Нашел хорошее поле со скошенной травой и стогом сена на нем. В этот день проехал 120 километров. Солнце висело уже низко, помня о прошлой ночи обустроился по полной программе. Засыпал палатку сверху сеном так, что она стала похожа на маленький стог. Доел остатки купленного в магазине. Как раз стемнело, лег спать.
Сутра был свеж и полон сил. Собирался не торопясь, торопиться было некуда. Поехал дальше, следующая точка город Бор. Утром велосипед отказывался ехать, средняя скорость была меньше 20 км/ч. Вероятно выпавшая на нем роса куда-то не туда затекла, а может дело в ногах))), через 30 километров раскатился. По дороге остановился перекусить, литра сока оказалось достаточно))). К обеду доехал до развилки на Бор и на Нижний. Заехал в кусты, чтобы попить и немного передохнуть. Сижу спиной к дороге, слышу мотоцикл. В голове мысль: «Как здорово работает, как у моего друга Мишки, ни с чем не перепутаешь!» (он живет на Бору). Оборачиваюсь, и действительно, второго такого мотоцикла нет, вижу удаляющуюся спину Михи. Созвонился с ним, он умудрился долететь до Толоконцева за это время. Догнал него, он ехал на озера купаться. Поехали вместе, там его уже ждала его девушка Лиза. Расположились, скатались в магазин за едой и т.п.. Нет большего удовольствия, чем покупаться после двух дней езды на велосипеде. Вечером проводили Лизу на автобус до Нижнего, а сами поехали в поселок Октябрьский. Отдал свой рюкзак Михе, ему все равно педали не крутить на мотоцикле, да и моя скорость возросла заодно до 35 км/ч. Вобщем 10 километров до поселка Октябрьский долетели на ура, правда Миха все время рвался вперед (у него всё-таки целая куча лошадиных сил, а у меня всего одна человеческая)))). На берегу Волги спидометр показывал ровно 300 километров (Считая с начала похода). С берега созвонились с Лёхой. Он стоял на острове Телячем чуть ниже по течению поселка Октябрьского. Он подехал на моторке с Иркой. Посидели, поболтали, погрузили мой велосипед на лодку, налили Михе бензина, а то последние километры он ехал на парах. Мы поехали на остров, а Миха домой на Бор. Самый ленивый отдых – это отдых на острове. Ничего не делать и быть целый день чем-то занятым можно только там. На следующий день Лехин отец отвез нас на катере на ракету. Переживали, что на ракету могут не пустить с велосипедом, на самом деле не сказали ни слова. С речного вокзала доехал до дома до Щербинок на спидометр уже не смотрел.
У меня деревня рядом с Сухоноской, и тогда я наверное был там.
А ещё кое где есть святой ключик, недалеко от Брилякова: вот где купаться-то надо.