На Светлояр. Где-то тут ходил Батый.

- Старт:
- 30.07.2005 06:53
- Время:
- 2 дня
- Маршрут:
- Маршрут: НН – Семёнов - Хахалы – Двудельное – Телки – Лобачи – Шадрино – оз. Светлояр (с.Владимирское) – Шадрино – Топан – Софиловка – Бол.Дмитриевка – Мал.Дмитриевка – Малиновка – Шалдёж – Семёнов – НН.
- Расстояние:
- 135 км
- Участники:
- Sevlad, DocSergey, Банга, Lyas'ka, Dagr, Андрей-p2
Через Хахалы и Лобачи на Светлояр. А ещё говорили, что тут непроезжие дороги...
Участники: Sevlad, DocSergey, Банга, Ирина, Dagr, Андрей.Цель: получение удовольствия от катания, посещение оз.Светлояр, родника Кибелек, экскурсия по музею и Центру детского творчества, разведка дороги Телки-Лобачи, приобщение к экстремальным ПВД новых участников.
Что-то мне более привлекательной стала для ПВД лесная сторона Нижегородской области. Вот и на этот раз, раздумывая, куда же направить колёса, взгляд устремился на верхнюю правую половину карты. Анонс этой ПВД был объявлен в пару недель назад, в «витаминную» ПВД. Покатушка задумывалась несложной, но с элементами экстрима, чтобы новые участники оценили свои силы и привлекательность для них подобных ПВД.
Я на вокзале приехал последним, в 6:10, сразу устремились в объезд турникетов – облом, всё закрыто. Вернулись к кассам – купили багажные билеты, но на электричку уже не успели. В 6:55 идёт электричка-экспресс на Киров, наши билеты на неё действительны, на ней и поедем! Загружаем велы в необычно большие тамбуры, удобно:. следующая остановка – Семёнов, велы спокойно постоят и в тамбуре. В 7:55 мы организовано и быстро разгружаемся на платформу г.Семёнов. Закупается недостающее у некоторых участников продовольствие и в путь!
Знакомой дорогой едем в Хахалы. DocSergey едет налегке и укручивает с большой скоростью вместе с Dagr-ом, остальные четверо едут со скоростью 25-28 км/ч. В пути у Ирины саморазбирается багажник (отваливается прижимная рамка с пружиной), пытаемся его починить – не получается. Укладываем запчасти в рюкзак, а спальник на багажнике закрепляем резиновым жгутом – так надёжнее. Перед Хахалами есть резерв времени примерно минут - купаемся в Керженце, перекусываем у местного магазина.
К Двудельному от Хахал ведёт сильно разбитая асфальтовая дорога, скорость снижается до 20 км/ч. У повстречавшегося дедка на велосипеде спрашиваем о состоянии дороги от Телков на Лобачи, говорит, что лесовозами разбита, но на своих велах мы там проедем. Это приободряет.
Замечу, что в этой ПВД применялись «классические» средства навигации: карта и компас :), ещё были гугловские фотки из космоса, но самый непонятный участок и на них не просматривался и никаких GPS!
На Телки дорога уже грунтовая, накатаны колеи, но можно запросто ехать по тропинке рядом с дорогой. У деревни встречаем ещё одного дедка, выспрашиваем у него дорогу: «Езжайте низом, а не верхом, та дорога не такая разбитая». Выясняем что «низом»- это из деревни прямо, а не направо. И действительно, вправо на горку уходит раскатанная песчаная дорога, прямо – тоже раскатанная, но с сырым песком. Засекаем показания компов (у меня 40,1 км) – примерно через 2,5-3 км поворот вправо на просеку. Видим след мотоцикла – уж по нему-то мы всяко проедем, след идёт вправо от дороги, в борозде противопожарной минполосы. Скоро эту борозду заливает вода в треть колеса глубины, и ехать дальше в грязи не хочется, перебираемся на левую сторону дороги, едем по тропинке. Встречаются раздвоения и растроения дороги, в непонятных местах ориентируемся по компасу.
Дорога выводит нас на просеку и уходит вправо, на компе 42,8 км, похоже, мы на верном пути! Небольшая передышка, сверка с картой и снова вперёд. Следующий поворот налево примерно через 2-2,5 км. Справа вырубка, стоит квартальный столб, осматриваю его, 85 квартал, он указан на карте – движемся верно. Проезжаем примыкание справа «верхней» дороги от Телков, на компе 44,6 км. Влево отходит незаезженная дорожка. Едем прямо, высматриваем поворот, ещё один квартальный столб, слева, уже 78 квартал, на компе 46,5 км. А нужный нам отворот влево располагается, если верить карте, в левом нижнем углу 78-го квартала. Но мы проехали и особо ничего не заметили, странно…
Дорога – укатанный песок, на не сильно накаченных колёсах вел едет замечательно. Впереди показался лесовоз. Останавливаем и выспрашиваем у водителя обстановку, с его слов, дальше вперёд «край географии», а отворот на Лобачи – именно та незаезженная дорожка. Возвращаемся к перекрёстку, тут стоит кем-то заботливым сделанная из жёрдочек лавочка, отдыхаем, находим столбик со стрелками «дорога на Лобачи» и, с обратной стороны, « дорога на Конь». Первая стрелка указывает в сторону незаезженной дорожки, вторая – освежает воспоминания о приключениях в ПВД Хахалы-Нестиары. Пытаемся по карте отследить, где же тут проехать на Конь, похоже, только по пунктирным дорожкам.
Движемся далее, по пути преодолевая небольшие лужи и участки плотного сухого песка. Слева на дереве видим табличку «Участок Воскресенского охотхозчегототам» - мы на верном пути! После резкого поворота дороги вправо останавливаемся на отдых. Dagr видит на обочине камень, ворочает его – нет, никакой надписи :). Дорога становиться всё более песчаной и раскатанной. Едем на низких передачах или по обочине, благо, боковая тропинка становиться всё более натоптанной. А во и свежие автомобильные следы появились, даже взрыхленный песок ещё не совсем высох. Проходим очередной поворот и… впереди видим камыш и воду – болото Колган. Отсюда до Лобачей максимум 6 км. На участок Телки-Лобачи по плану покатушки было заложено 7 часов, прошло из них ещё только 3 часа.
Неспешно крутим педали дальше. Обнаруживаем большие плантации черники и ганаболи, делаем витаминную стоянку. Для удобства поглощения ягод некоторые встают на четвереньки, а то и вовсе ложатся посреди ягодных зарослей, наедаемся так, что язык уже не чувствует вкуса, руки, губы и языки – синие :). У Иринки на джинсах отпечатались несколько раздавленных черничин, выдвигается идея, может теперь ей присвоить ник «Черничка» ? ;). Ближе к Лобачам появляется куча дорог, пересекающих друг друга под всеми мыслимыми углами. Держим генеральное направление на северо-северо-восток :). Мелькнули просветы меж деревьями – мы выехали на поле!
Ориентируемся по карте – вот за тем перелеском справа должны быть Лобачи. Едем – точно, заезжаем в деревню со стороны ферм. Ищем, где бы прикупить молочка – не находим и заливаем во фляжки воду. Что странно, на улице нет колонок, чтобы набрать воды, воду включают в шланге в огороде. Дальше до Светлояра – асфальт. В Шадрине наудачу спрашиваем молока в первом доме – и вот нам вынесли 6 литров. Какой-то уже ленивый ПВД получается, по литру молока на человека :)…
Ещё минут 15 крутим педали до оз.Светлояр, всё, конечная цель ПВД на сегодня достигнута. Составляем велы в пирамидку, купаемся. На озере много отдыхающих, но вода чистая и берег не замусорен. Фотографируемся все вместе, время 18:10 - нас покидает DocSergey. Ему в воскресенье на работу, а сегодня нужно успеть в Семёнов на электричку-экспресс из Кирова, на которой сегодня утром мы приехали в Семёнов. Нам же спешить некуда, продолжаем купание. К нам подходит местный охранник и сообщает, что ставить палатку и ночевать на озере нельзя, для туристов есть специальная турстоянка, примерно 1 км от озера. По пути на стоянку делаем крюк во Владимирское, закупить продуктов на ужин и завтрак. В магазине спонтанно решаем ещё прикупить вина и большой арбуз. За нами магазин закрывается. Вовремя успели!
Разбиваем лагерь – распределяем обязанности, и вот через час палатки поставлены, разведён костёр, ужин из двух блюд готов и есть запас воды на утро. На стоянке, кроме нас, ещё пара компаний. В 21:19 отзванивается DocSergey, он благополучно прибыл в Семёнов и уже едет на электричке в НН. На ночь складываем велы плашмя друг на друга, состёгиваем три верхних тросиком. У костра рассказываем легенды об озере, пугаем друг друга страшными историями.
Утром в 7 часов меня разбудила Банга, рвущаяся сгонять за водой на озеро и пытающаяся достать вел из кучи :). Выкинув ей в приоткрытый вход ключи от замка, заваливаюсь хрючить дальше. В 8:00 просыпаемся под звон колоколов местной церкви – это уже становиться традицией, однако! Готовим вкуснейшую рисовую кашу со сгущёнкой (шеф-повар - Банга, рецепт - Иринка), сушим палатки от росы, строим планы на день. В 11 часов прибываем на озеро и купаемся с мостков, где народа не так много, как на пляжах. Здесь же прикончили большой арбуз. Группы народа по 2-е вожу смотреть на останки священного дуба – это всё, что осталось от дубовых рощ, когда-то окружавших озеро и почитаемых язычниками.
Следующий по плану – ключик Кибелек и могилы трёх богатырей (по другой версии, трёх старцев) около него. На глазах изумлённых отдыхающих проезжаем по мосткам и без разгона поднимаемся к часовне на горе. Осматриваем камень со следом Богородицы. Обгоняем на поле идущих к ключику паломников, немного кросс-кантри и фрирайда в лесу и мы на ключике. Вода в нём очень холодная и долго стоит, не портясь. Но только не сейчас – много желающих облиться этой водой, воду из ключика черпают вёдрами, со дна поднимают муть, в ключике вода не успевает отстаиваться, всё же и мы набираем по полторашке воды и обливаем голову из кружки. Следующие метров 300 до могилок – фрирайд между деревьев и по корням деревьев, благополучно добираемся, слушаем легенду, фоткаемся. На обратной дороге к ключику Банга не удерживается на веле и падает, но без повреждений, отделывается лёгким испугом. И опять балансирование на мостках и в колеях до выезда на поле.
Сейчас наш путь лежит в музей в с.Владимирское, он работает до 16:00. В 15:00 мы начинаем экскурсию. Вход в музей – 15 руб. с человека, проведение экскурсии – 100 руб. с группы. Заплатите за экскурсию – не пожалеете! В 16:30 экскурсию пришлось прервать, так и не посетив выставку картин Н.Рериха – время поджимало. Тепло попрощавшись с экскурсоводом, помчались в Шадрино, там мы зарезервировали вчера молоко на сегодня :). Увы, хозяйки не оказалось дома, попытали счастья в других домах - нет, не суждено нам сегодня тут попить молочка :(. По дороге в аллее из деревьев подъехали в Топан, молока не оказалось и там. Отсюда начинаются грунтовки, отдых на околице деревни и в путь!
Дорога наезжена слабо, только примята трава. Ориентируюсь по карте и велокомпьютеру для отслеживания нужного поворота на Софиловку. Впереди с дороги взлетает пара серых то ли журавлей, то ли цапель. Боковым зрением замечаю справа неровности в сплошной траве. Вернулся, рассматриваю – старая грунтовка, сверяюсь с картой – нам по этой дороге. Переезжаем перелесок и попадаем на заросшую травой выше пояса грунтовку с колеями. До нас тут в этом году только пешком кто-то пару раз прошёл. Едем практически вслепую: дорогу под колёсами не видно, в любой момент можно угодить колесом в колею или яму. Всё тело напряжено в ожидании подвоха. А вот и Софиловка, пара-тройка домов сохранилась неплохо, электричества нет. Обходим поваленный тополь и слышим голос из-за зарослей. Тут ещё и люди обитают!!! Переговорив о вариантах выезда на Семёнов, едем на Бол.Дмитриевку, хотя нам настоятельно рекомендовали ехать на Николаевку и Шалдёжку, а дальше по Кировской трассе. Аргумент: та дорога, по которой мы приехали в Софиловку – нормальная по сравнению с дорогой на Бол.Дмитриевку. Но, «мы не привыкли отступать», да и народ полон сил и энергии. На выезде из деревни начинает скакать цепь по кассете, останавливаемся, чтобы очистить задние переключатели и кассеты от набившейся травы.
Продолжаем путь, трава становиться выше и гуще, пешеходная тропинка петляет как заячий след. Прикидываю направление и еду напрямую, передача 1-3, 1-2. Трава доходит выше локтя, у девчонок вообще над травой только головы видны :). По бокам с сильным шумом из травы взлетают какие-то большие птицы, дичь? Под передним колесом раздается хруст сломанной ветки, вел резко останавливается, и я слетаю с седла. Переднее колесо уперлось в ствол поваленного дерева диаметром около 20 см. Встаю на ствол, перетаскиваю вел. Когда я на стволе, трава доходит мне только до пояса. Впереди ещё примерно километр такого направления :). Поднимаемся на холм, тут трава реже и ниже, ехать значительно легче. Выезжаем на накатанную грунтовку – ура, скорость возрастает до 20 км/ч. Объезжаем с севера Бол.Дмитриевку, в деревне много жилых домов, есть электричество. Между Бол.Дмитриевкой и Мал.Дмитриевкой речка, перекинут обрушенный деревянный мост, и перейти его можно только пешком, фоткаемся на нём. На другом берегу речки рядом с мостом лежат свежие брёвна и доски – идёт восстановление моста. Проезжаем Мал.Дмитриевку, накатанная дорога среди деревни поворачивает вправо. Мы едем прямо.
За околицей деревни дорога поворачивает вправо и упирается в какую-то горку, метра полтора высотой, засаженную деревьями и заросшую травой. При внимательном осмотре «горки» понимаю, что это насыпь. Остаётся вопрос: от чего она? Если от бывшей узкоколейной железной дороги, то на карте нет упоминаний об этом, если автомобильная, зачем её делали в глухую деревушку? Насыпь идёт через поля. Направление насыпи на Шалдёж, а нам туда и нужно! Смело еду вперёд, колючая трава царапает ноги, метров через 200 попадаю в заросли крапивы, она обжигает ноги, с воплем проезжаю :). Крапива встречается всё чаще, к ожогам быстро привык. По бокам насыпи пошли какие-то лужи, в них полно уток. Так проезжаем километра 4, цепь скачет по кассете – пора остановиться и почистить её от травы. Насыпь пересекает накатанная грунтовка, но её направление нас совершенно не устраивает. Движемся вперёд по насыпи, передачи 1-3,1-4. Ах, как хорошо, что я медленно еду! Внезапно трава заканчивается, и я останавливаюсь в 30 см от обрыва, вода размыла кусок насыпи! Ухожу в разведку :). Обнаруживаю слева на поле приличную грунтовку подходящего направления. Едем по ней, через пару минут видны дома Шалдежа. Ура, скоро и асфальт, а то время уже 19:40 - нам нужно успеть на последнюю электричку в 21:04 в Семёнове. В Шалдеже набираем воды, «чистим пёрышки» и вот мы на Кировской трассе!
Скорость возрастает до 25-30 км/ч, эх, проезжаем р.Керженец, надо бы помыть велы и самим искупаться, но время не позволяет :( - только вперед! В Зимёнках решаем срезать и едем через деревню. Подверглись нападению собаки, пришлось слезть с вела и держать его меж собой и собакой, тут выскочила ещё одна, но и её хозяева подоспели. Всё обошлось.
На въезде в Семёнов видим велодорожку! Такого даже в НН нет! Фоткаемся на фоне надписи города. На вокзал прибываем в 20:55, быстро закупаем билеты на электричку и на платформе гадаем, где же будет 2-й вагон (а нас пустят только туда) в начале поезда или в конце? Склоняемся к началу. Подходит электричка – мы угадали нумерацию! Иринка запрыгивает в тамбур и отвлекает проводника билетами, мы же организованно и быстро забрасываем велы и вещи. Всё, мы едем в НН! Просим проводницу запечатлеть нас на фото, что она любезно и делает. Электричка - экспресс, следующая остановка НН, велы поставлены в тамбур и там никто не шастает! Расслабляемся, доедаем остатки припасов, делимся впечатлениями.
В 22:00 мы в НН. Так же быстро выгружаемся и фоткаемся на перроне. ПВД успешно закончен. Маршрут пройден полностью, выполнена вся программа, разведаны новые дороги, новички в ПВД показали себя исключительно достойно, могу рекомендовать их и в другие покатушки. Отдельная благодарность девушкам за вкусный ужин и объеденный (от слова объедение) ;) завтрак.
Вылезли из колеи
Выехав на этот поворот, поняли, едем верно!
Отдохнули, пора и в путь. Перекрёсток с лавочкой и указателем на Лобачи.
Вполне проезжабельные дороги, а как пугали...
Байкеры на выпасе :-)
Так кушать удобнее
Жадный до дров. А дерево-то сырое...
Кашу доедаем и спать
Здесь мы с утра купались на Светлояре
Остатки языческого дуба
Могилки защитников Китежа
Мост между Большой и Малой Дмитриевкой
Почти в Семёнове.
ПВД успешно закончилась, едем В НН
Карта маршрута
"Перед Хахалами есть резерв времени примерно минут - купаемся в Керженце, перекусываем у местного магазина"