Из Суроватихи в Арзамас через Вторусское, Вад и Медынцево

- Старт:
- 06.07.2006 07:00
- Время:
- 14 часов
- Маршрут:
- с.Суроватиха - Румстиха - Криуша - Волчиха - Вторусское - Волчиха - Волчихинский Майдан - Салалей - Крутой Майдан - Вад - Яблонка - Дубенское - Медынцево - Успенское1 - Саблуково - Кирилловка - Арзамас
- Расстояние:
- 120 км
- Участники:
- X-man
Мой первый велопоход средней дальности по югу области.
7:00. Село Суроватиха. Старт. Будет просто непростительно, если я не расскажу хоть немного об этом прекрасном селе. Я-то знаком с ним давно, а вот другие знают, скорее всего только станцию «Суроватиха».Итак, село Суроватиха очень живописно расположено у подножия трёх холмов (на одном из которых и находится широко известная станция Суроватиха). В центре села находится уникальный памятник архитектуры – грандиозных размеров, сказочно красивый храм Преображения Господня (архитектурная композиция – «корабль»). У него необычно длинная, двухэтажная (!) трапезная. Была и 4-х ярусная высокая колокольня, очень похожая на дивеевскую, но в 1940-х годах три верхних яруса были разрушены. В сохранившемся нижнем ярусе колокольни толщина стен достигает 1.5 метра! Сейчас храм недействующий, но его будут восстанавливать. В селе поблизости находится озеро, на берегу которого находится святой Богов источник. Из этого озера вытекает река Печесть, которая ниже по течению питает многочисленные Борцовские пруды и водохранилища.
Ну а теперь, поехали! Дорога в Румстиху взбирается на холм, с которого открывается потрясающий по красоте вид на село Суроватиха. Видно и железную дорогу, по которой идёт товарный состав. Затем начинается лес, дорога становится песчаной, причём песок сырой, несмотря на то, что дождя не было неделю. Лес всё-таки, сохраняет влагу! Поначалу я ещё могу ехать на своём «лайнере», но потом песка становится всё больше, плюс появляются ямы с лужами и грязью. Ехать тяжело: на покрышки шоссера сразу налипает толстый слой песка. Приходится спешиться и идти пешком, но всё равно тяжело. Утешают свежие следы чьего-то велосипеда и автомобиля. Значит, ездят тут всё-таки. Потом появляются и следы не то крупной собаки, не то волка. Перехожу через маленький ручей (исток речки Унев), затем выхожу на широкую просеку, по которой шагает вдаль мощная линия электропередачи. Становится слышен шум трассы 1Р-158 – знакомого Арзамасского шоссе. Собираю силы, продираюсь через последние пески – и выхожу к трассе. Мимо сначала проезжает «ПАЗ - Аврора» в сторону Арзамаса, а потом - новенький сине-белый «Икарус - 256», едущий из Сарова в НН. Немного проезжаю по трассе – вот и Румстиха.
Далее в моих планах было ехать до Вторусского через лес. В этом было что-то очень заманчивое – предстояло форсировать вброд Унев в лесу и Серёжу у Вторусского (я в последнее время питаю большую симпатию к небольшим речкам). Спрашиваю у местного жителя, в каком состоянии этот участок пути. Он, посмотрев на мой «лайнер», отвечает: «Даже и не пытайся там ехать: дорога песчаная и вся заросла».
Поскольку песка я уже «наелся» по горло, решил ехать по трассе. Но во Вторусском очень-очень хотелось побывать, поэтому я решил, что непременно сделаю крюк и заеду туда. Трасса то ныряет вниз, то карабкается вверх по холмам правосерёжья. Еду в хорошем темпе, благо сил с утра ещё много, да и в предыдущем походе – из НН в Богоявление - я получил некоторую тренировку. Воскресным утром автомобилей мало, даже дальнобои отдыхают – мне встретился всего один. Появляется встречный велосипедист, неспешно едущий на MTB. Помахали друг другу руками, и на душе сразу стало как-то легче. Вот показалась большая красивая вывеска с надписью "Арзамасский район" и гербом Арзамаса, на котором были также изображены гусь и луковица - символизирующие ремёсла, которыми арзамасцы некогда занимались. Затем – первое Арзамасское село – Рождественский Майдан. Останавливаюсь, фотографирую местную Рождественскую церковь. Едем дальше. Вниз-вверх, вот разукрашенная остановка «Пансионат Мечта» с надписью «здесь исполнится Ваша мечта», потом - спуск к реке Серёжа, на берегу которой раскинулось село Криуша. Эх, обидно – на большой скорости проскочил мост через реку, а так хотелось её сфотографировать. Но назад не вернусь! У местных рыболовов, переходящих дорогу спрашиваю, как проехать на Вторусское. Они сначала подивились на мой велокомп , потом спросили, какая дорога меня интересует: короткая или длинная. Я ответил: «Обе». Сказали, что короткая дорога – песчаная, а подлиннее – ехать до поворота на Вол.Майдан и направо. Поскольку я с песком в тот день завязал, решил ехать по второму пути, но при этом придётся дважды проехать по одной и той же дороге. После Криуши холмов уже нет и я быстро доехал до поворота на Вол.Майдан. Еду направо, дорогу пересекает уже знакомая линия электропередачи, скоро я в селе Волчиха. Сфотографировал реставрируемую Сергиевскую церковь, попил воды из колодца. Ещё немного прямо, потом немного направо – и я во Вторусском. Там находится очень красивая Троицкая церковь, которую никогда не закрывали! Зашёл внутрь храма, внутри всё тоже очень красиво. Потом хотел съездить на Серёжу – она течёт там рядом, но времени было уже 11 часов и я решил, что Серёжа подождёт до следующего раза. Теперь еду обратно, до Вол.Майдана. Солнышко уже начало припекать, и я наслаждался запахом свежескошенной у обочины травы, пока ехал до Волчихи. Вот и снова Вол.Майдан, въезжаю в село, фотографирую местную (недействующую) церковь Михаила Архангела. Спасибо местной старушке, которая показала мне дорогу на Салалей. Эта дорога сначала очень заросшая, просто жуть, ещё и солнце стало по-настоящему палить (было уже за полдень) и в траве стало душно, как в парнике. По пути я даже один раз упал, но не сильно. Слетела цепь, я поправил её и поехал дальше. Потом дорога стала лучше – трава исчезла, а вот и Салалей. Это уже Вадский район. Есть в селе церковь – совсем небольшая и, к сожалению, сильно разрушенная. В Салалее я понял, что по-настоящему устал. Но ещё и половины пути не пройдено, надо ехать. Короткий перерыв – ем яблоки и пью из бутылки воду из Суроватихинского ключа. И – вперёд. Еду в Крутой Майдан. Впереди показывается огромная колокольня – в Крутом Майдане находится памятник архитектуры областного значения – Троицкий храмовый комплекс. На въезде в село спрашиваю, сколько ехать до Вада. Ответ – 15 километров – меня огорчил, я думал, что гораздо меньше. Но человек, у которому я задал вопрос, добавил также, что эту дистанцию он на веле проезжает за полчаса. Это обнадёжило. Поворачиваю направо, проезжаю немного – открывается вид на Троицкую церковь и колокольню. Я думал, что храм действующий. Как бы не так! Все в достаточно хорошем состоянии, но окна заколочены, на храме и на колокольне даже крестов нет! Подъехать поближе сил не хватило (а зря, поскольку там есть ещё один маленький храм, без купола, правда, который с этого места не было видно), хватило только сфотографировать один раз. И – вперёд, на Вад! Тем более что и ветерок подул, стало не так жарко. Поначалу дорога с длинным уклоном вниз, ехать легко. Проезжаю какую-то мелкую речушку, и впереди открывается длинный и крутой подъём. Ужас! Поскольку сил уже мало, приходится подниматься пешком. По пути съедаю предпоследнее яблоко. Навстречу проезжает «ПАЗик» маршрута «Перевоз - НН», в мою сторону поднимается мотоцикл с коляской, нагруженный стогом сена (!) Но вот подъём понемногу сходит на нет, справа показывается автобусная остановка, затем – указатель направо «Вадское ПАП». Ещё немного прямо – и впереди показывается большое озеро, дома и вышки на холме. Это может быть только Вад! Вот показывается вывеска с кратким рассказом о Ваде и я въезжаю в село. Очень хорошо запомнилось, что на тот момент велокомп показывал пройденное расстояние 60 км (с копейками). Времени уже было где-то 14:30. У местной парочки спрашиваю дорогу к выезду на Дубенское (я к тому моменту окончательно решил, что если уж путешествовать, так путешествовать и ехать в Арзамас через Медынцево, а не через Щедровку). Они делают круглые глаза (или мне так показалось?) и говорят, что мне надо ехать через весь Вад. Ну что ж. Проезжаю немного и останавливаюсь на отдых на автобусной остановке «ул. Заозёрная». (Интересно, какие автобусы тут останавливаются? Только транзитные?). Ложусь на скамейку, отдыхаю с полчаса, чтобы затекшая спина отдохнула. Потом ем печенье, смотрю на карту. Атлас-километровка Нижегородской области 2004 года выпуска хоть толстый и весит немало, но при этом успешно убирается в карман велоштанов, и имеет огромное преимущество перед обычными картами – планы всех райцентров. Решаю объехать Вад по объездной дороге. По пути заезжаю на плотину сфотографировать озеро. Приезжаю к вывеске «12 ключей». Эх, до ключей надо ехать налево и в горку, совсем не по пути, да и времени уже много. Мне направо. Приезжаю к мосту через Вадок. Фотографирую речку. Это мне будет утешение вместо несфотографированной Серёжи. Еду дальше прямо и приезжаю к переезду через рельсы.
За ними – автобусная остановка – необычная, вся какого-то мраморно-зелёного цвета. И – неспешно, но непрерывно поднимающаяся вверх дорога на Дубенское. Навстречу проезжает «Жигулёнок», потом пара велосипедистов с собаками – собаки бегут рядом с неспешно едущими хозяевами. И всё. Только я и пустынное шоссе. Сзади внизу виден Вад, но и он, в конце концов, скрывается за поворотом. Первый десяток километров дороги ничем не примечателен. Местные просторы скрыты от глаз посаженными у дороги деревьями. Правда, появилось некоторое разнообразие в виде редких встречных автомобилей. В мою же сторону автомобилей не было (конечно, вниз с горки ехать веселее). Интересно, а ходит ли вообще тут автобус? Вот впереди показалась развилка дорог и указатель «Дубенское» налево. Дорога направо, согласно карте, ведёт в нежилую деревню Вазьян, в которой есть церковь – скорее всего тоже заброшенная, потом в село Петлино и там снова можно выехать на дорогу до Дубенского. Я никогда ещё не был в заброшенных деревнях, и у меня было желание посмотреть одну из таких. Но я решил поехать налево – просто сил не было ещё удлинять себе путь, а на Вазьян посмотрю издалека – как бы не так, справа от дороги снова были деревья, закрывавшие обзор. Ну да ладно, тем более что на карте показано другое интересное место – урочище «Покровка» с церковью, и я как раз проеду мимо него.
Проезжаю огороженную свалку, вскоре придорожные деревья исчезают и впереди слева в поле появляется одиноко стоящая заброшенная церковь. Догадываюсь, что это и есть ур. Покровка. Тут с моим велокомпом произошло что-то странное: он начал показывать скорость в милях/час и пройденное расстояние тоже в милях – приплюсовывать мили к уже пройденным километрам. Перегрелся на солнце, что ли.… Как я ни старался, исправить ситуацию не смог (позднее в Арзамасе пришлось сделать полный сброс – всё, к сожалению, обнулилось, но зато путь и скорость стали вновь измеряться в родных единицах). Еду дальше. Меня обгоняет «Нива», едущая в сторону Дубенского – первый попутный автомобиль. Резкий поворот налево, проезжаю через маленькую деревню «Яблонка». Поворот направо и – ура! – первый спуск вниз, но недолгий, а затем такой же недолгий, крутой подъём. Дорога пересекала длинный овраг, на склоне которого несколько человек собирали, по-видимому, землянику; в конце оврага виднелся тот самый заброшенный храм, вид которого посреди золотого поля навевал таинственные, грустноватые мысли. По-видимому, там некогда была одноимённая урочищу деревня, но люди ушли, а храм остался, и будет стоять тысячи лет среди полей в напоминание об ушедших людях. К слову сказать, даже при поверхностном взгляде на карту легко усмотреть, что в Вадском районе заброшенных деревень гораздо больше, чем в Арзамасском. Интересно, почему так?
Еду дальше. Недолгий и пологий подъём к моей радости переходит в довольно продолжительный спуск, на котором дорога виляет влево. Ну а потом – опять неспешный подъём вверх. Догадываюсь, что до Дубенского уже недалеко. Через некоторое время справа от дороги показываются пруды, частично закрытые деревьями, в воде которых поблескивает уже начинающееся клониться к закату солнце, (время доходило 17:00), потом опять справа – фермы. Последний рывок в горку, и – ура! – начинается очень крутой спуск, а внизу – живописно раскинувшееся на холмах большое село – это и было Дубенское. По-видимому, этот спуск «съедал» всю высоту, набранную на утомившем меня затяжном подъёме из Вада. В Дубенском наполнил бутылку водой из колонки, сфотографировал местный храмовый комплекс – две небольших церкви, первая, Воскресенская, - пятиглавая, похоже, что реставрируется. Другая, Козьмодемьянская, уже отреставрирована, но окна кое-где разбиты, и часть креста как будто отломана. Странно. На выезде из села меня озадачивает развилка из трёх грунтовок. Но, к счастью, сзади едет трактор, у тракториста спрашиваю путь в Медынцево. Оказалось, что мне прямо. Итак, третья, и последняя, грунтовка на этот день (если бы я знал, какой асфальт меня ждёт после Медынцева!). Немного вверх, на холме фотографирую начинающее золотиться пшеничное поле и отдельные колосья тоже, затем вниз – и я снова в Арзамасском районе. Уже одно это придаёт если не физических, то моральных сил.
Медынцево. Время – уже седьмой час вечера. Спрашиваю расстояние до Арзамаса. После утомительного 25-километрового перегона Вад - Дубенское ответ – 30 километров – уже не вызвал у меня никаких эмоций. Но я уже не сомневался в том, что скоро приеду в Арзамас. Фотографирую хорошо сохранившуюся, но недействующую Успенскую церковь. Пью воды, набранной в Дубенском. После живительной и вкусной Суроватихинской воды дубенская вода - настоящий термояд!.
Итак, финишная прямая. Снова вверх-вниз, вверх-вниз через холмы. Асфальт – просто нечто, я ещё такого не видел. Износ дороги, по-моему, процентов 90. На шоссере ехать по такому покрытию нужно ехать с большой осторожностью, внимательно высматривая коварные колдобины и поперечные щели. Проезжаю 1-е Успенское. На выезде из села с холма видна арзамасская телевышка, возвышающаяся над лесом. Ура! Чувства – точно такие же, как в предыдущем походе, когда в Курилове на холме открылся вид на прекрасный и далёкий собор Богоявления. Спуск вниз. После Успенского дорога местами отремонтирована, в частности на этом спуске, поэтому мчусь вниз, отдыхая. Внизу у дороги стоит старая табличка «Скоростные испытания машин». В табличке – дырка, как будто пулей пробило (только таких больших пуль не бывает). Интересно, что за машины могли испытываться на таком «впечатляющем» покрытии? Позднее, в Арзамасе, я узнал, что между этой табличкой и состоянием дороги существует непосредственная связь, потому что этими машинами были…БТРы!
Вверх – вниз, опять очередной подъём, на котором асфальт настолько разбит, что параллельно ему сделана грунтовка, по которой автомобили и ездят. Вот проезжает «ПАЗик», едущий в Арзамас. Да, только «ПАЗики» с их дубовой рессорной подвеской и могут здесь безпрепятственно ездить, но каково пассажирам?.. Доедаю последнее яблоко. Проезжаю Саблуково, в котором фотографирую местную полуразрушенную церковь, которая даже на карте не показана – верхняя часть храма полностью разобрана, а стены накрыты невзрачной шиферной крышей. После Саблукова дорога идёт в лес и представляет собой «стиральную доску», покрытую волнистыми полосами. Весело должно быть автомобилистам ехать по «волнующейся» дороге!
Дожмём последние километры! В вечернем лесу загадочно и тихо. Затем дорога пересекает опушку, занятую огромной свалкой. Всё достаточно цивилизованно: есть ограждение, стоят помещения для охраны, характерного «амбре» почти не чувствуется, хотя свалка дымится. Слева по утрамбованной горе мусора ползает что-то типа бульдозера. Интересно, на карте это место обозначено как «ур. Нусатский Лес». Вот такой «засекреченный» объект получился. А ещё карта говорит, что на этой опушке должно быть несколько ручьёв, которые запитывают речку Ватьма. Неужели они погребены под горами мусора? Хотелось сфотографировать эту живописную свалку, но ещё больше хотелось ехать вперёд и не останавливаться. Ещё немного лесной дороги – и становится слышен шум трассы 1Р-158. Еду совсем медленно – сил уже нет. Но вот, наконец, впереди лес расступается, и становятся видны дома, трубы и телевышка. Заходящее солнце спряталось в облако. Всё освещёно розовым светом. Фотографирую. Этот снимок будет называться «конец мучениям» (у меня сейчас эта картина ассоциируется с заставкой к телесериалу «Рыцарь Дорог», который показывали в конце 90-х годов). Мимо проезжают три мотоциклиста и я, собрав последние силы, еду дальше. Поворот на трассу 1Р-158 (автомобилей опять мало – наверное, все уехали смотреть футбол), немного вверх, влево – и я в Кирилловке, а это, можно считать, уже Арзамас! Усталости как не бывало! Сердце радостно бьётся оттого, что я преодолел такой длинный путь. Фотографирую местную Троицкую церковь с необыкновенной пятиярусной колокольней. Отреставрирован пока только купол храма. Радостно и легко еду дальше. На дорогу из микрорайона «Кирилловский» выворачивает арзамасский «скотовозик» (ЛиАЗ-677) 10-го маршрута. Как приятно его видеть, просто слов нет! (Тем более что арзамасские «скотовозики» в пример многим другим в большинстве своём отремонтированы и окрашены в привлекательные цвета). Впереди едёт огромная фура, на светофоре обгоняю её. Дальше я позволил себе непростительную глупость – поехал по середине полосы. И тут раздался оглушительный гудок, я мгновенно съехал на обочину, а этот дальнобой промчался мимо.
Но вот и Арзамас. Еду прямо по ул. Рождественской. Потом поднимаюсь на Соборную Площадь. Здравствуй, мой родной, любимый и такой уютный Арзамас! Скоро я уже на месте. Сначала – в ванну. Смывать усталость, пот и дорожную пыль. Потом – досматривать финал ЧМ по футболу.
Всё!
Вид на село Суроватиха
Въезд в Арзамасский район
Рождественский Майдан
В Волчихе
Колокольня Троицкой церкви во Вторусском
Церковь в Вол.Майдане
Разрушенная церковь в Салалее
Храмовый комплекс в Крутом Майдане
Welcome to Вад!
Озеро Вадское
Поворот на 12 ключей
Вадок
Зелёные луга...
Овраг
урочище Покровка
Крутой спуск в Дубенское
Одинокий стог сена
Церкви в Дубенском
Колосья
Русское поле
Успенская церковь в Медынцево
Берегись автомобиля :)
В Саблукове
Конец мучениям!
Троицкая церковь в Кирилловке
Ура! Приехали!
двух тощих куриц.Сельского хозяйства нет,остался только министр.А полвека назад село продавало государству тысячи тонн зерна,лука,море молока.Очень грустно вспоминать об этом.
Был я практически во всех населенных пунктах тобою описанных или очень близко от них, и как быд-то снова в них побывал, проехал на велике вместе с тобой.
Я тоже увлекаюсь вело-путешествиями, часто по району колесим с подружкой, но на такие "подвиги" как у автора ещё не осмеливались! Но завидно, жуть...