Через Горную Страну...

- Старт:
- 29.04.2007 04:00
- Время:
- 14 часов
- Маршрут:
- НН - Кстово - Шелокша - Владимировка - Дубрава - Белозёрово - Берсеменово - Таможниково - ур. Самыгалка - Палец - Шпилево - Карташиха - Перевоз - Дубское - Большие Кемары - Выжлеи - Поляна - Перевоз - ст.Перевозская - электричка - Арзамас
- Расстояние:
- 155 км
- Участники:
- X-man
Одиночный однодневный велопоход по Припьянью с большой культурной программой.
Идея осуществить такого рода путешествие возникла у меня ещё давно. В интернете имелась скудная информация о древних памятниках архитектуры Перевозского района - церкви Знамения в Больших Кемарах и церкви Одигитрии в селе Палец и их архивные фотографии. Отсутствие другой информации только подогревало интерес, вызывая желание съездить и посмотреть всё воочию. Плюс к тому имелась возможность по пути посмотреть и другие храмы района. Вдобавок, я очень неравнодушен к местности Припьянья и особенно к реке Пьяна. На первые майские выдался денёк - поехали!Накануне прогноз погоды пугал холодной погодой со снегом. Но он был не в силах поколебать моего намерения. Стартовать я решил рано утром, незадолго до рассвета, так как абсолютно не представлял, сколько времени займёт у меня поход, тем более в начале сезона. По плану маршрут пролегал из НН через восточную часть Дальнеконстантиновского района, северную часть Перевозского района, Вад, и заканчивался в Арзамасе. Ехать весь маршрут я собирался своим ходом, в этом было что-то авантюрное.
Итак, 4 часа утра. Старт. С Богом!
Еду к выезду из города через Верхние Печёры. Ночь, горят фонари, их свет отражается в сыром асфальте. Пошел снег... Было как-то необычно мчаться среди белых хлопьев, при взгляде на дорогу казалось, что они стараются меня обогнать.
Рассвет застал меня на участке М7 - объездной Кстово. Снег перестал. Вот развязка, и я на шоссе Кстово - Дальнее Константиново. Мимо проплывают знакомые по прошлогодней поездке в Симбилей места: Шелокша, Чернуха, мост через Озёрку, Владимировка... Состояние асфальта - удручающее. Выбоины, ямы, "стиральная доска". Не было такого в прошлом году! Либо асфальт сошёл вместе со снегом, либо дорога готовится к ремонту (истиной оказалось второе).
Пересекаю границу Кстовского и Д.-Константиновского районов, дорога выходит из леса. Мимо вереницей промчались пять трёхосных большегрузных самосвалов. Вероятно, едут в Ичалковский карьер за щебнем. Поворот на Дубраву. Из-за туч временами выглядывает солнце, на мгновение освещая холмы, чёрная вспаханная земля покрыта снегом... Фантастическая картина!
Вот и дорога на Белозёрово. Перепад высот небольшой, катится легко. Местами земля под асфальтом вспучилась и асфальт в тех местах рассыпался. Начинается спуск. Слева в стороне - село Горные Березники с небольшой заброшенной церковью. За спуском - крутой подъём. По характеру местности уже чувствуется близость Припьянья. Перед Белозёрово - большой пруд. Эти места мне уже знакомы - проезжал я их в марте в автобусе Перевоз - НН...
Уже чувствуется усталость, и подъём на выезде из деревни преодолеваю пешком. Справа - вспаханное поле, покрытое ещё нерастаявшим и сверкающим на солнце снегом, за ним видно село Помра со Спасо-Преображенской церковью.
Берсеменово. Село расположено на склоне холма, у подножия которого протекает верхним течением Озёрка. Небо ясное, вода - синяя-синяя. Красиво. Подъём в Таможниково, и скоро я на границе Д.-Константиновского и Перевозского районов. Местечко обозначено на карте как урочище Самыгалка. Ничего сильно необычного вокруг не наблюдается - только лес.
Поворот на Палец. Пройдено 80 км. Сил мало уже осталось, но привал делать рано, надо доехать до Палец, где меня ждёт встреча с уникальным памятником архитектуры. Дорога идёт в горку, ветер в лицо. Через некоторое время деревья справа расступились, и впереди показалась пятиглавая церковь чёрного цвета с белой колокольней и село, окруженное большими холмами. Ещё подъем, спуск - и вот на фоне церкви табличка "Палец".
Основано село аж в XIV веке и первоначально называлось Левонтьево по имени первопоселенца, а поскольку рядом протекает короткая и прямая речка Палец, левый приток Сундовика, в XVI в. к названию добавилось "а Палец тож". В начале XVII века царь М.Ф. Романов подарил село князю Б.М. Лыкову. Один из последующих владельцев села, Ф.С. Урусов, построил в 1680 г. каменную церковь Одигитрии. В XVIII-XIX веках в селе Палец проводилась трёхдневная ярмарка, имеющая общероссийское значение.
С большим интересом осматриваю церковь. Центральная глава - световая, остальные - декоративные. К церкви пристроена удлинённая трапезная. И церковь, и трапезная обшиты листовым железом, которое почернело от времени. Первоначально церковь была украшена снаружи декором из кирпича, со временем сложные детали пришли в негодность и в XIX веке сделали такой вот косметический ремонт. Внутри свод подпирают две мощные колонны. Сохранились остатки росписи и иконостаса. В трапезную не зайдешь - там хаос. Крыша обрушена, беспорядочно разбросаны брёвна... Очень красива колокольня церкви. Она стоит отдельно, в плане имеет вид восьмигранной башни, покоящейся на массивном прямоугольном основании с полукруглой аркой-проездом.
Хотелось подольше побыть здесь, но пора ехать дальше. И вот я выезжаю из села в Большемурашкинском направлении. Впереди горки, большие горки... В подъёмы поднимаюсь пешком, экономя силы. А вокруг такая красота... Горы покрыты соломенно-жёлтой травой. Местами около дороги - овраги с сильно изрезанными задернованными склонами.
Вот и шоссе Большое Мурашкино - Перевоз. Слева впереди над лесом виден силуэт церкви с колокольней, в котором безошибочно угадывается Григорово - родина протопопа Аввакума. Мне же направо. Опять в горку, но скоро показывается вывеска, сообщающая о том, что я снова в Перевозском районе. Останавливаюсь сфотографировать её. На велокомпе - 100 км.
Опс, я так и не понял, что случилось, но велокомп неожиданно обнулил показания текущей поездки. Не в первый раз он глючит. Ладно, километраж запомним, начнём все с "чистого листа" и будем приплюсовывать сотню к пройденным с этого момента километрам. Зато...ко мне пришло "второе дыхание". Едется снова легко, вот и спуски начались. Справа показалась церковь с колокольней - это Шпилёво. Сворачиваю в село.
Честно говоря, я ожидал увидеть церковь привычной архитектуры, построенную по типовому проекту. Но увидев храм, я был поражён. Огромный, с высокой колокольней, колоннами по периметру, лепниной, он произвёл большое впечатление. Внутри сохранились росписи. К сожалению, купол храма обрушен, над головой - небо. Хотелось бы узнать, как называется храм. В результате расспросов меня привели к дому, от хозяйки которой я узнал, что храм освящён в честь Воскресения Словущего, а построен в 1848 г. Поблагодарив её, я отправился дальше в путь - в Перевозе меня ждёт привал.
От Шпилево местность в среднем понижается, но временами приходится и в горку покрутить педали. Холмы вокруг поросли хвойным лесом, свежая зелень создаёт радостное настроение. А впереди уже видны волнующие воображение горы Межпьянья. У дороги стоят необычные, "ажурные" километровые таблички. Карташиха. Слева от дороги течёт речка Курач - левый приток Пьяны. Последняя горка, спуск - и я въезжаю в Перевоз. Время - 12:30. Пройдено 115 км.
Останавливаюсь на мосту через Пьяну. В Перевозе я уже в третий раз и снова Пьяна производит на меня огромное впечатление. Никак не могу налюбоваться её красотой. Здесь, около моста, течение мощное, река бурлива и перекатиста. На небе - свинцово-серые облака, а под ними в зелёных берегах течёт асфальтово-серая Пьяна, пенящаяся на перекатах. Останавливаюсь на привал у искусственного переката. Пьяна перегорожена большими камнями из Ичалковского карьера и прорывается через них мощными струями. На другом берегу - стоянка каякеров. Пока я перекусывал, они катались на каяках около переката, но почему-то не стали сливаться. Кончилась вода, и я наполнил бутылку из Пьяны. Дует холодный, пронизывающий ветер, а вода - тёплая и чистая, как слеза.
Теперь пора дальше - в Дубское. Шоссе Перевоз-Бутурлино проходит в долине Пьяны, рядом - казанская железная дорога, по которой мчится товарный состав, а сразу за железной дорогой начинают громоздится до неба горы. Слева - территория Перевозского конного завода. Вот и Дубское, где находится действующая церковь Рождества Христова. Храм оказался меньших размеров, чем я предполагал. Построен без особых изысков, но смотрится оригинально благодаря прямоугольным формам, необычно короткой трапезной части и невысокому барабану. По легенде, в середине XVI века на месте нынешнего села Дубское проходил торговый тракт с паромной переправой через Пьяну. Около переправы разместился сторожевой острожек с названием Дубское. В те времена по берегам Пьяны росли вековые дубы, давшие название переправе.
Далее в программе - село Большие Кемары, расположенные в десятке километров на юг от Дубского в самом сердце Межпьянья, в котором находится ещё один уникальный храм - церковь Знамения.
В Дубском моим многоскоростным транспортным средством заинтересовался местный мальчишка на односкоростном дорожнике и вызвался проводить меня "до заставы". Сразу за церковью - поворот к железной дороге, за которой начинается дорога на Кемары.
Движение по казанской железной дороге интенсивное: пришлось подождать пару минут у охраняемого переезда, пока в ту и другую сторону прошли товарные составы. Сразу после переезда дорога круто идет в гору, проходя через фермы, около которых мы, пожелав друг другу удачи, расстались.
С подъёма открывается замечательный вид на долину реки, на горах за Пьяной видно село с немаленькой церковью. Сюда по всему, это Вельдеманово, родина патриарха Никона. Вот дорога делает крутой поворот на 90 градусов, деревья закрывают вид назад и я оказываюсь в другом мире. Вот она, местность, называемая Межпьяньем. Обширная возвышенность, имеющая вид языка, высунутого на запад, и обтекаемого по периметру рекой Пьяна, начинается на востоке в Пильнинском и Краснооктябрьском районах, а заканчивается в Вадском районе близ Лопатино, где Пьяну пересекает первый мост казанской железной дороги. Вокруг меня - огромные холмы с пёстрыми лоскутами полей и лугов, местами приукрашенные лесными островками. Грандиозный ландшафт производит очень сильное впечатление. Виды Межпьянья невозможно спутать ни с чем. Да, за Пьяной горы не меньше, и тем не менее, природа здесь другая, это видно сразу. Можно по праву назвать Межпьянье горно-степным островом в речной оправе!
Дорога прихотливо петляет, спуски чередуются с подъёмами. Скоро впереди на холме над деревьями показалась высокая колокольня. Въезд в Большие Кемары преодолеваю пешком. И вот я около церкви.
Первое летописное упоминание о Кемарах датировано 1580 г. Название села происходит от марийских слов "Ку" и "Мары". В XVII в. поселение было вотчиной боярина Б.И. Морозова, затем - Б.А. Голицына. В XVIII-XIX веках было помещичьим. Долгое время было село было волостным центром. В 1701 г. была построена церковь иконы Божией Матери "Знамение". В селе был памятник Александру II, уничтоженный в первые годы советской власти. С церковью связана удивительная легенда: на том месте, где она расположена, был колодец, в котором явилась икона Знамения Божией Матери. После этого над колодцем и построили церковь. Храм - пятиглавый, центральная глава световая. По архитектуре напоминает церковь в с. Палец и Спасский собор в Арзамасе. Трапезная храма имеет расширения для приделов. В первой половине XIX века к ней была добавлена пристройка с куполом и высокая трехъярусная прямоугольная колокольня. Сочетание архитектурных построек конца XVII и начала XIX столетий выглядит оригинально, и в целом комплекс церкви, имеющий внушительные размеры, производит большое впечатление. Кроме того, церковь очень удачно расположена на вершине крутой горы, с которой открываются прекрасные виды. Видно и шоссе Бутурлино-Борнуково. К слову сказать, сам храм отлично виден с шоссе Перевоз-Ичалки! Так же, как и церковь Одигитрии в с. Палец, кемарская церковь была украшена снаружи кирпичными деталями, которые пришли в негодность и в начале XX века были закрыты листовым железом.
К сожалению, церковь сильно пострадала от людей и времени: на храме сохранился только один купол из пяти, листы железа местами отвалились и кирпичная кладка находится в очень неприглядном состоянии, от алтаря вообще ничего не осталось - в стене зияют три арки, над трапезной нет крыши...
Вдоволь полюбовавшись прекрасным храмом и пофотографировав его, отправляюсь дальше в путь - снова в Перевоз, но по другому пути. Из Кемар дорога круто уходит вниз, пересекая довольно глубокий овраг, по дну которого протекает пересыхающая речка Шаблин. Сейчас она представляет собой просто неглубокую сухую "траншею". А вот подъём... В крутую горку поднимаюсь снова пешком. Сзади на горке видна кемарская церковь.
Вот поворот на Выжлеи (мордовское название Уж Лей - ужовая река). Село находится в стороне от дороги, но недалеко. Заезжаю в село. Церковь небольшая, раньше была пятиглавой, но из декоративных главок, расположенных по углам, сохранилась только одна. Название церкви у местных жителей я спрашивать не стал. Только сфотографировал её.
Тем временем было уже 16:30. Представлялось несколько вариантов развития событий: ехать из Перевоза в Арзамас либо через Ревезень, Новый Путь, Лопатино и Вад, либо по шоссе через Тилинино и Вад, либо воспользоваться "рукой помощи" в виде сергачской электрички. Первый вариант - наиболее интересный, т.к. дорога проходит около Пьяны и через родник Святые Колодцы, но имеет грунтовый участок, а я сомневался, что грунтовки успели просохнуть за день. Однако, учитывая уже очень большую усталость, я понял, что единственно приемлемым является последний вариант. Итак, у меня в запасе полтора часа, попробую успеть!
Выезжаю из Выжлеи назад на дорогу в Перевоз. Впереди меня ждала пожалуй, самая грандиозная за этот день горка: быстрый спуск, перед глазами стеной встаёт длинный подъём. Уклон градусов 10, не меньше! Въехать в неё я не пытался, взобрался пешком. Вперёд! Ветер в лицо, из последних сил кручу педали. Пара подъёмов/спусков и вот я на шоссе Ичалки-Перевоз около села Поляна.
Впереди открывается великолепный вид на приречные сёла, на горах видны церкви в сёлах Шершово и Ягодное...
Через километр начался отличный спуск и вот я миную переезд над железной дорогой. У местных прохожих спрашиваю короткую дорогу на станцию...
17:30. ст.Перевозская. Успел!!! За день пройдено 155 км - для меня это рекорд.
До электрички оставалось ещё более получаса плюс она опоздала почти на 10 мин. В вагоне я времени зря не терял, любовался из окна прихотливыми изгибами Пьяны. Около Чергать река течёт на расстоянии вытянутой руки от железной дороги! Ещё один яркий момент - железнодорожный мост через реку. Здесь - самая западная точка Пьяны, после которой она поворачивает на восток. 50 минут в электричке пролетели незаметно. Здравствуй, Арзамас!
...Удивительно всё-таки, как резко изменяется ландшафт на небольшом расстоянии. К западу от Арзамаса - безбрежные леса. В восточном направлении сразу появляются овраги, холмы становятся всё больше, и начинается горная местность Припьянья, настоящая Горная Страна, в которой я побывал сегодня...
Все фотографии здесь
Горки Дальнеконстантиновского района
Снег на поле
Озёрка около Берсеменово
Церковь Одигитрии: колокольня
Церковь обшита листовым железом, почерневшим от времени
Церковь Одигитрии: вид с востока
Свод подпирают две мощных колонны
Церковь Одигитрии: вид с запада
Шпилево: церковь Воскресения Словущего
Над головой - небо...
На пути к Перевозу
Красивые километровые знаки
Вот и Перевоз
Пьяна!!!
Как ты прекрасна, Пьяна...
Мощно!
Пьяна: перекат
Вода чистая, как слеза...
Пьяна: мост
Дубское: церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова: вид с восточной стороны
Горно-степной ландшафт Межпьянья
Большие Кемары: церковь Знамения
Храм сильно пострадал от людей и от времени
Церковь Знамения: вид с южной стороны
От алтаря ничего не осталось...
Горки Межпьянья: овраг Шаблин
Церковь в селе Выжлеи
Карта
Фото супер!!!