vn
Автор: RaFaeL
Установка багажника на велосипед i-0
В данной статье рассматриваются варианты как штатного, так и нештатного крепления обычного  (не консольного) багажника на все возможные рамы типа «хардтейл»

После того, как вы решили огорчить осчастливить велосипед таким девайсом, как багажник, встаёт вопрос, а удастся ли его туда нормально поставить? В данной статье рассматриваются варианты как штатного, так и нештатного крепления обычного (не консольного) багажника на все возможные рамы типа «хардтейл»

1. Есть отверстия в верхних перьях, есть отверстия в дропаутах; тормоз типа «ви-брейк» или же дисковый, но не закрывающий отверстие в дропауте

Самый лучший вариант, багажник штатно крепится в 4 точках. Если в комплекте с багажником идут винты под отвертку, рекомендуется сразу заменить на винты c шлицом под шестигранник

2. Нет отверстий в верхних перьях

Пример – велосипеды Forward последних лет. Минимальная из зол, которая может встретиться, так как верхнее крепление нагружено на порядок меньше, чем нижнее.

а) За зажим подседельного штыря. Плюс данной конструкции – установка возможна практически на любой велосипед. Минус – вместо двух точек крепления получаем по сути одну, что отрицательно сказывается на жесткости конструкции. В продаже можно найти даже специальные зажимы подседельного штыря

Установка багажника на велосипед i-0Установка багажника на велосипед i-1

б) Хомут на подседельный штырь или подседельную трубу. По сути представляет собой вариацию предыдущего варианта, но еще менее жесткую, т.к хомут (можно приобрести в строительных магазинах) обычно крепится через резиновую прокладку.

в) Скоба на перемычку между верхними перьями. Возможно в случае наличия этой самой перемычки и отверстия в ней (обычно используется для крепления крыла). Минусы - требует работы по изготовлению скобы (к некоторым багажникам такая скоба может идти в комплекте). Плюсы – скобу можно изготовить достаточно жёсткой.

Установка багажника на велосипед i-2Установка багажника на велосипед i-3

г) Хомуты на верхние перья. Плюсы - как и в штатном случае, багажник крепится сверху в двух точках. Минусы – чуть менее жесткое крепление (за счет прокладки между хомутом и рамой)

Установка багажника на велосипед i-4Установка багажника на велосипед i-5

3. Отверстия в дропаутах есть, но с левой стороны мешает калипер дискового тормоза

Этот случай встречается достаточно часто, так как примеры рам, в которых совмещение дискового тормоза с багажником изначально заложено конструктором, крайне редки. В большинстве случаев проблему удаётся решить, основным минусом является несимметричность установки багажника

а) Совмещаем крепление багажника и дискового тормоза, т.е. крепим калипер и багажник одним винтом. Минусы: требует замены винта на более длинный; возможно только для багажников с регулируемыми стойками; может потребоваться увеличение диаметра отверстия в стойке багажника, что в некоторых случаях повлечёт замену стойки. Плюсы: достаточно жесткая конструкция. Вариант конструкции: на отверстия крепления дискового тормоза устанавливаем специальную скобу, а уже к ней крепим багажник.

Установка багажника на велосипед i-6Установка багажника на велосипед i-7

б) Специальная втулка между рамой и стойкой багажника. Длина втулки зависит от конструкции тормоза: от 2 см (механика) до 3-5 мм (гидравлика с внутренним креплением гидролинии). Живучесть данной конструкции напрямую зависит от соотношения длины и толщины втулки: если для гидравлики достаточно подложить несколько шайбочек или гайку, то для механического тормоза втулку придется изготавливать специально, подбирая её наружный диаметр (а значит, и пятно контакта с дропаутом) под максимально возможный. При установке тонкой втулки данный узел будет работать на излом, и в один не очень прекрасный момент болт сломается. В продаже можно найти багажники, у которых подобные втулки (от достаточно тонких до более внушительных) идут штатно – при использовании такого багажника рекомендуется максимально эти втулки укоротить для уменьшения длины рычага

Установка багажника на велосипед i-8Установка багажника на велосипед i-9

в) Специальная скоба, которая выводит крепление багажника назад, за дисковый тормоз

Установка багажника на велосипед i-10

г) Специальная изогнутая стойка багажника в обход калипера. Важно, чтобы такая стойка была выполнена из прочного материала (сталь, латунь). Ни в коем случае не следует пытаться изогнуть штатную стойку (кроме случаев, когда это изначально предусмотрено конструкцией)

Установка багажника на велосипед i-11

д) Хомут на верхнее перо со специальной изогнутой вперёд стойкой багажника. Частный случай варианта, рассмотренного чуть ниже.

4. Отверстий в дропаутах нет, или же по какой-то причине не удалось реализовать вариант 3.

Достаточно мерзкая ситуация, так как нижнее крепление багажника максимально нагружено, и любое ослабление конструкции в этом узле нежелательно. Однако, случаи отсутствия нужных отверстий встречаются всё чаще и чаще.

а) Хомуты на верхние перья в район сочленения с дропаутом. Достаточно распространённый вариант в силу простоты и доступности – хомуты приобретаются в обычном сантехническом магазине, причём уже в комплекте с прокладками, а иногда могут даже идти в комплекте с багажником. На этом его плюсы заканчиваются и начинаются минусы: мягкость узла (так как хомут устанавливается на раму через прокладки); в большинстве случаев недостаточная прочность самого хомута (крайне рекомендуется изготавливать хомут специально из прочной стали); багажник смещается вперёд и вверх, что может мешать использованию «велоштанов»; при долгом использовании возможно повреждение рамы в месте установки хомутов.

Установка багажника на велосипед i-12Установка багажника на велосипед i-13

б) Хомуты на нижние перья. Возможно для некоторых рам, позволяет по сравнению с вариантом 4а чуть снизить центр тяжести и передать нагрузку вертикально, а не под углом.

Установка багажника на велосипед i-14

в) Установка во втулки в место сочленения пера и дропаута. Возможно для некоторых рам GT последних годов. Теоретически, механизм для данной установки должен идти в комплекте с велосипедом (или рамой), но, как правило, в магазине об этом «забывают». Самодельную замену можно собрать из нескольких шайб диаметром ~12 мм, упакованных в какую-либо оболочку для исключения повреждений рамы (общая суммарная длина должна быть порядка 20 мм) и пары шайб побольше. Пример изготовления самодельной втулки можно посмотреть например здесь. Использовать можно как верхнее отверстие рамы, так и нижнее. Вариант: закрепить за эти отверстия скобу, на которую установить багажник

Установка багажника на велосипед i-15Установка багажника на велосипед i-16

5. Нет штатных отверстий ни сверху, ни снизу

Самый плохой вариант из всех возможных. Если вы обнаружили у себя такой, то для начала подумайте, не перепутали ли вы предназначение велосипеда. Проблема решается просто, если рама титановая: на такую раму приварить нужные бобышки несложно. Если же рама алюминиевая, а вы решили всерьёз заняться туризмом, то лучше сразу перейти к пункту 6. Для менее жёсткого использования можно попробовать комбинацию вариантов 2 и 4, но следует помнить, что данная конструкция получится достаточно мягкой, что может привести к поломке не только хомутов (их то можно взять в запас), но и самого багажника в самый неподходящий момент.

6. Выбор рамы для варианта 1.

При выборе рамы для многодневного туризма возможность штатной установки багажника должна иметь решающее значение. И если вариант с использованием заднего тормоза типа «ви-брейк» делает выбор достаточно широким, то совместить с багажником дисковый тормоз, не используя ухищрения типа рассмотренных выше, нелегко. Тем не менее, возможны следующие варианты:

а) Крепление дискового тормоза на нижнее перо. Один из лучших вариантов, так как позволяет установить любой багажник и любой тормоз. Пример – некоторые серии Merida, гибриды GT, Cube

Установка багажника на велосипед i-17

б) Отверстие для багажника находится в месте соединения перьев. Встречается достаточно редко. Пример – некоторые рамы Giant, Cube

Установка багажника на велосипед i-18Установка багажника на велосипед i-19

в) Отверстие для багажника находится на специальном отливе. Встречается еще реже. Пример - некоторые рамы Author

Установка багажника на велосипед i-20

г) Специальные бобышки в районе сочленения верхнего пера с дропаутом. Не менее редкий случай. Примеры – рамы Merida TFS Sport 2006

Установка багажника на велосипед i-21Установка багажника на велосипед i-22

Любой из этих вариантов можно попросить сделать при заказе титановой рамы

Еще некоторое количество информации по теме можно почерпнуть здесь и здесь
Варианты багажников и их конструкции будут рассмотрены в отдельной статье

Комментарии 4

    • Никита
    • 25.06.2014 11:13
    спасибо за статью!
    • Леха
    • 12.08.2015 07:58
    Спасибо! Полезно.
    • Евгений
    • 23.06.2017 20:37
    Спасибо за статью! Я наконец понял какой багажник мне подойдет! )))
    • Александр
    • 31.05.2022 05:11
    Спасибо огромное за информацию про Merida. Весь Ютюб на двух языках перерыл и только здесь нашел подтверждение того что для Merida не нужен специальный багажник под дисковый тормоз ?