Покупаем горный велосипед: FAQ
Вы решили купить себе обычный горный велосипед...
- Да, вы решили это сделать. Купить уже себе горный велосипед. Один из ваших знакомых не раз рассказывал, как интересно можно провести выходные, катаясь по лесным тропкам, а на работе в тамбуре давно периодически появляется велосипед, на котором кто-то объезжает утренние пробки. И вы хотите себе такой же – обычный горный велосипед. Но – где купить и какой?
- «Ашанбайк». 2-5 тыс. рублей в гипермаркете. Внешне выглядит как велосипед, но это – всего лишь его частично работающий макет. Этот велосипед покупается вместе с мангалом и ведерком мяса при выезде компанией на шашлыки, где он и остается, целиком или по частям. Такие велосипеды не рекомендуется покупать даже детям – ездить на макете сложно и опасно.
- «Бюджетный» велосипед. 6-8 тыс. рублей. Не в гипермаркете, а в спортивном или специализированном магазине. Это уже действительно велосипед, но самый простой и во многом ненадежный. Такой велосипед можно купить ребенку на один-два сезона – по двору «гонять» хватит, заодно и в устройстве велосипеда разберется. Можно и себе – но только для катания по ровным дорожкам ближайшего парка в сухую погоду, чтобы если что случилось – дойти до дома пешком.
- Горный велосипед начального уровня. 9-12 тыс. Уже лучше, но при сколько-либо интенсивном катании он может развалиться за сезон. Как правило, те, кто покупает такой велосипед и начинает ездить на нем постоянно, вскоре или покупает новый (более дорогой), или делает «апгрейд» на сумму, часто равную начальной стоимости самого велосипеда. «Скупой платит дважды» - поговорка именно про этот случай.
- Горный велосипед среднего уровня. 13-16 тыс. Это - ваш выбор. Компоненты такого велосипеда уже достаточно надежны, но еще не так дороги, нет и проблем с комплектующими.
Если вы располагаете большей суммой, скорее всего - данная статья не для вас (критерии выбора велосипеда дороже 500$ уже немного другие)
Здесь следует сделать очень важное замечание: вышеприведенные цены – цены среднестатистического веломагазина на велосипед средней «брендовости» в сезон: на распродажах (осенью и зимой) скидки могут быть до 30%. Поэтому пару слов о том, от чего зависит цена: - «Бренд», сюда же входят стоимость рамы и, частично, сборка. Условно можно разделить на три группы: «российские» велосипеды (Stels, Forward) – низкая цена, иностранные велосипеды среднего класса (Merida, GT, Trek, Giant и много-много других) – средняя цена, иностранные велосипеды классом выше (Specialized, Scott, Kona, Marin и другие) – дороже.
- Наценка магазина. Тут все просто: оптовая база работает от оборота и наценка там минимальна, а велобутик, являющийся эксклюзивным представителем какой-либо марки, и наценку за эту эксклюзивность сделает побольше.
- Стоимость комплектующих. Важно заметить, что практически все горные велосипеды (и «российские», и «брендовые») собираются из одного и того же набора комплектующих нескольких фирм-производителей. Можно найти велосипеды, которые будут различаться только стоимостью и надписью на раме – все остальное будет идентично, поэтому именно «навеска» - один из важнейших параметров при выборе велосипеда.
Делаем заключение: при одной и той же затраченной сумме самое лучшее оборудование будет на велосипеде российской сборки, купленном на оптовом складе, а самое простое – на «фирменном» велосипеде из «велобутика». Выбирайте, что вам важнее – шашечки или ехать. Кто-то скажет, что "катит" не оборудование, а рама, и тоже будет прав, но... не в данном ценовом диапазоне. Здесь же различия между свойствами рам разных брендов будут минимальны, и вы их вряд ли заметите
Итак, вы собрали необходимую сумму и пришли в магазин. Редкий магазин ограничивается продажами одной марки, обычно «брендов» несколько. Кстати, следует заметить, что некоторые популярные бренды (например, Merida, GT, Trek, Giant) продаются в нескольких разных магазинах по разным ценам, а вот другие (например, Specialized, Kona, Author) купить можно только в одном месте (ну, не считая покупки через интернет или поездку в другой город). Часто именно велосипед эксклюзивной марки пытается вам продать сотрудник веломагазина, и здесь нужно быть внимательным: слова «только у этого велосипеда» обычно не более чем маркетинговый ход. Например, вам могут сказать: «только у велосипедов GT применяется технология triple triangle» - да, это конечно так, но это вовсе не значит, что для вас этот велосипед лучше. У другого бренда будет какая-то другая особенность, но вряд ли вы это заметите при его эксплуатации. «Это Giant, а не какой-то Stels, который разваливается за месяц» - могут сказать и такое: уточните, сколько стоил тот Stels, что развалился. Вряд ли столько же, за сколько вы хотите купить велосипед. Вывод – наклейка на раме не должна иметь решающего значения. Пропускайте мимо ушей и умные слова «баттинг», «гидроформинг», а так же марки алюминия.
Значит, выбираем по «навеске». Это, разумеется, сложнее, чем по наклейке и цвету, но – так правильнее. Есть очень простой способ определения качественного велосипеда: у него должно быть 24 скорости. Вряд ли все эти скорости вы будете использовать при езде, но это – очень хороший показатель уровня комплектующих. Если у велосипеда 21 или, не дай бог, 18 передач – это уже морально устаревшие конструкции, показатель «детского» велосипеда, т.е. велосипеда для катания по двору. 27 скоростей это еще лучше, но уже сильно дороже и вряд ли вы в сезон за указанную сумму сможете купить такой велосипед - только на сезонных распродажах. Если этот параметр выполнен – выбираем по ростовке (очень важный параметр, велосипед должен быть удобным!), цвету, нравится/не нравится и некоторым отличиям от других моделей – вилке, втулкам и т.п. Здесь важно заметить, что если какой-то один параметр велосипеда заметно лучше чем у соседнего за те же деньги – значит, скорее всего тут сэкономили на чем-то другом. Отдельного разговора заслуживают тормоза: все больше и больше моделей выпускается с дисковыми тормозами. Разумеется, хороший дисковый тормоз работает лучше и надежнее чем классические ви-брейки, но – хороший дисковый тормоз. А на велосипедах среднего уровня, о которых идет речь в этой статье, устанавливаются самые дешевые дисковые тормоза, от которых иногда больше вреда чем пользы – и настроить сложно, и колодки часто купить непросто, и багажник непросто поставить при необходимости, ну и учитывайте что дисковый тормоз добавляет минимум 1-2 тыс. к стоимости велосипеда, т.е. велосипед на ви-брейках за те же деньги будет качественнее.
Не забывайте, что велосипед обычно продается без какого-либо дополнительного оборудования, и крылья, фонари, фляжки-насосы придется покупать отдельно. Также для города рекомендуется поменять стандартную «злую» резину на что-либо менее агрессивное. И запомните – ни в коем случае не берите за эти деньги двухподвес!
Для тех, кто хочет почитать про выбор велосипеда еще больше – смотрите здесь. Ну а самый простой и гарантированный способ выбрать приличный байк – пригласить с собой в магазин кого-либо из продвинутых форумцев, и за какой-то литр пива или сока вам окажут квалифицированную помощь ;)
Магазинов, в которых можно купить велосипед, достаточно, и все они разные. Гипермаркеты рекламными плакатами приглашают купить красивый байк за смешные деньги – не обращайте внимания, это не то что вам нужно (об этом чуть ниже). Стоят несколько велосипедов и в спортивных супермаркетах – это уже ближе, но компетентность продавцов в таких магазинах часто оставляет желать лучшего. Правильный выбор – специализированный веломагазин: и выбор хороший, и на хорошее ТО в будущем можно рассчитывать. Впрочем, если вы уже выбрали себе велосипед, то можно купить его заметно дешевле через интернет или на оптовой базе.
Сколько же брать с собой денег, собираясь в веломагазин? Или сколько же стоит хороший велосипед. Одинаковые по внешнему виду велосипеды могут различаться в стоимости больше чем на порядок, важно купить оптимальный по соотношению цена/качество. По порядку о ценовой линейке:
По своему опыту хочу отметить, что первое, на что стоит смотреть - это рама, а не навеска. Лучше взять велосипед с хорошей рамой, а потом, по мере улучшения финансов, провести тюнинг. На тяжелую стальную раму нет смысла навешивать хорошие комплектующие - все равно будет не то, что требуется....
;-))))))