Переправа, переправа! Берег левый, берег правый
При подготовке путешествий часто встаёт вопрос – а можно ли переправиться через реку (Волга, Ока, Сура, etc.) в (подставите название населенного пункта)? Данная статья – попытка систематизировать информацию по действующим мостам и переправам на территории Нижегородской области и немного за её пределами для больших рек
Река Волга
Автомобильный мост через Волгу, совмещенный с железнодорожным, является стратегическим объектом, в связи с чем передвижение по нему на велосипедах (а также пешком, на тракторах и т.п.) запрещено. Контролирование этого возложено на охранников, что «живут» в будках по обеим сторонам моста. Ребята серьёзные, с автоматами. В отличие от сотрудников поста ДПС, которым движение велосипедистов по мосту индифферентно, эти часто выходят на разминку прогуляться дабы преградить путь очередному «нарушителю». Тем не менее, если вы обладаете достаточно высокой скоростью, можно попробовать «проскочить» на свой страх и риск, это удавалось сделать многократно: случаи остановки можно считать единичными, выстрелов вслед и вовсе не зафиксировано. Тем не менее, новичкам пересечение Волги по этому мосту не рекомендуется, так как узость дороги, отсутствие какой-либо обочины и поток фур делают это мероприятие весьма опасным, более-менее безопасно можно ехать, только поддерживая скорость потока, что по силам не каждому. С обеих сторон моста (когда-то) были установлены знаки «Движение велосипедистов запрещено», но на момент написания статьи знак был только со стороны города (причём с левой стороны дороги)
В летний период рядом с железобетонным мостом наводят понтонный мост. Несмотря на то, что знак, запрещающий езду на велосипеде, часто установлен и там, особых проблем с движением по нему не обнаружено. Впрочем, случаи «синдрома вахтера» от работников моста история также зафиксировала. Следует помнить, что мост наводится во вполне определенные «часы пик» (утром и вечером) и в другое время разведён для прохода судов
Теплоход «Ом» ходит от Скобы до затона города Бор примерно с середины мая по октябрь раз в час с перерывом в дневное время. До момента запуска парома по соседству был достаточно используемым средством переправы, но в связи с тем, что стоимость на нём больше чем на пароме примерно раза в полтора-два, его популярность в настоящее время минимальна. На провоз велосипеда не забудьте купить отдельный билет!
Паром курсирует от Александровского сада. Это самое удобное и безопасное средство для переправы через Волгу с велосипедом. Билет покупается на велосипедиста, т.е. отдельно за человека платить не нужно. Ходит паром примерно раз в 40 минут. Иногда из-за слишком высокого или слишком низкого уровня воды в Волге он может быть временно отменен, в эти дни приходится пользоваться вариантами, что рассмотрены выше
Есть возможность перелететь через Волгу и по канатной дороге, только придётся заплатить за двоих (за себя и за велосипед). Особенно удобно это делать при движении в верхнюю часть.
Ниже по течению (если не рассматривать «Ракету» в посёлок Октябрьский) переправиться можно только в Лысково. Между городом и Макарьевским монастырём курсирует точно такой же паром, как и на Бор, разница только в расписании - паром ходит всего несколько раз в день : 9:00, 13:00, 16:00 из Макарьево, из Лысково на 45 минут раньше. Расписание может меняться год от года, но незначительно. Могут также добавляться рейсы раньше (в 7 утра) и позже (в 19) при наличии спроса и при условии, что в это время года в 7 и в 19 - светло.
Аналогичная переправа существует также из Михайловского в Фокино. Расписание примерно соответствует расписанию парома в Лысково. Проезд оплачивается непосредственно на паромах.
Следующие переправы находятся уже за пределами Нижегородской области: в городе Козьмодемьянск работает паром (рейс каждые 40-50 минут), в Чебоксарах можно переправится на «Омике», а чуть ниже пересечь Волгу по плотине Чебоксарского водохранилища
Вернёмся в Нижний Новгород и рассмотрим переправы выше по течению. Переправа Сормово – Луговая – Дрязга, где курсировала «калоша», ОТМЕНЕНА пару лет назад. Однако, несколько выше есть похожая переправа Балахна – сады (Николо-Погост). Даже если такая же «калоша», которая обычно раз в час перевозит там желающих, опять сломается, то как пешехода, так и велосипедиста с раннего утра до позднего вечера перевезут лодочники на обычных «Казанках». Переправа находится там, где на картах указан авт. паром, визуально проще всего ориентироваться на ЛЭП через Волгу.
По плотине Горьковского водохранилища Волга пересекается без каких-либо проблем. Следует обратить внимание, что на некоторых участках плотины ехать можно, а вот останавливаться (например, для фотосессии) запрещено.
Паромные переправы через Горьковское водохранилище, указанные на многих, в том числе современных картах в Пучеже, Юрьевце, Сокольском отсутствуют с 80-х годов. Ходят слухи по запуску маршрутов СВП (на воздушной подушке), но реальная возможность их использования пока не изучена. Ближайшая переправа вверх по течению находится на участке Быстрицы – Столпино, где курсирует паром (на картах не показан). Ещё чуть выше, за городом Кинешма через Волгу не так давно построен новый мост.
Река Ока
В черте города Оку можно без каких-либо проблем пересечь по всем 4-м мостам, пятый мост находится чуть за городом на объездной трассы М7. При пересечении Оки по этому мосту не забывайте, что тем самым вы нарушаете ПДД, так как этот участок – автомагистраль, обозначенная соответствующим образом.
Показанная выше по течению переправа Дуденево – Дзержинск отсутствует около десяти лет, на случайных рыбаков надеяться не стоит ни там, ни в Горбатове, где переправы также нет (хотя единичные случаи перевоза велосипедистов на лодках в тех местах история знает). Полноценный, хоть и понтонный мост есть в Павлово. Мост работает круглосуточно в летний период, иногда на короткое время может быть разведён для прохода судов. Интересно, что установленный знак запрещает ехать по мосту на велосипеде и по закону следует перейти его пешком (что игнорируется сплошь и рядом). В паводок до установки моста в дневное время ходит паром, зимой - ледовая переправа
Следующая возможность переправиться через Оку есть лишь у Мурома, где не так давно построен вантовый мост. Мост находится в паре километров ниже по течению от города. С открытием этого моста переправы непосредственно у города нет (разве что на электричке)!
Несмотря на то, что через Оку на картах выше Мурома указаны много паромов, единственный (до Касимова) ходит лишь в Елатьме примерно раз в два часа. Интересным отличием этого парома является то, что он абсолютно бесплатный для всех. Следующая возможность переехать через Оку будет лишь в Касимове, где есть мост
Река Сура
Паром Лысая Гора – Васильсурск полностью аналогичен паромам в Лысково и Фокино. Чуть выше по течению Суру можно переехать по трассе М7, где недавно параллельно старому был открыт также новый мост. Есть мост и в городе Ядрин.
У села Курмыш, если повезёт, можно перебраться через реку на лодках – перевоз там номинально есть, но информации, насколько сложно им воспользоваться, весьма мало. У города Шумерля летом наводится понтонный мост, зимой там же есть официальная ледовая переправа. Следующий мост через Суру - у поселка Порецкое
Река Ветлуга
В село Юрино переправы НЕТ! Была когда-то, но с постройкой моста отменена. А добротный железобетонный мост построен существенно выше по течению – у деревни Копорулиха. Ещё выше по течению мост есть в Воскресенском – причём не в самом селе, а севернее (в самом селе моста нет). Аналогична ситуация у Красных Баков: на картах там обычно рисуют два моста, в реальности же существует только тот, что на Кировской трассе. Те мосты, что нарисованы в населенных пунктах, это «привет из прошлого», когда они там существовали в виде понтонов. Разумеется, с постройкой стационарных мостов эти понтоны наводить перестали. Нельзя пересечь Ветлугу и по железнодорожному мосту, который охраняется.
Переправа у города Варнавино (от села Булдаково) официально существует только зимой в виде ледовой, тем не менее, летом вас там, скорее всего, переправят. У города Ветлуга стоит упомянуть обычный мост, а ещё выше по течению, можно договориться о переправе в деревне Минино
Река Унжа
Мостов через реку нет аж до Мантурово, но переправы Дорогиня – Николо-Макарово, Горчуха – Красногорье, Макарьев-на-Унже – Комсомольский работают. Самая надёжная из этих переправ – в Горчухе. В паводок, когда паромы ещё не ходят, можно перебраться на лодках.
Река Клязьма
Мост на трассе М7 особого упоминания не стоит. Понтонный мост в летний период (после паводка) может быть установлен в городе Гороховец. Если этот мост отсутствует, то возможность перебраться есть по второму понтонному мосту, который в паре километров ниже по течению наводит местная воинская часть (на картах этот мост, разумеется, не показан). Следующая переправа будет лишь в городе Вязники, где понтонный мост также устанавливается в начале лета. Следует учитывать, что в пожароопасный период движение по мосту может быть разрешено лишь для жителей деревень на противоположном берегу.
Выше по течению переправ нет до моста в Коврове, в том числе во Мстёре (ранее существовал лодочный перевоз у деревни Добрицы, прекративший существование вместе с деревней, которая сгорела)
Река Уста
Картам, которые рисуют паром у деревни Бол. Отары не верьте - там уже давно железобетонный мост на объездной дороге, что идёт чуть севернее населенного пункта. У деревни Кириллово мост также обычно есть, но там он не капитальный и сооружается каждый год заново