vn
Автор: RaFaeL
Открыв топографическую карту, можно увидеть множество различных линий. Линии эти бывают разного цвета, толщины и типа. Большинство из этих линий – дороги. Хоть велосипед и обладает уникальным свойством проезжать практически везде, но все-таки некоторые варианты обычно бывают предпочтительнее других. И именно о сравнении различных дорог, как уже понятно из названия, пойдет речь в данной статье.
Открыв топографическую карту, можно увидеть множество различных линий. Линии эти бывают разного цвета, толщины и типа. Большинство из этих линий – дороги. Хоть велосипед и обладает уникальным свойством проезжать практически везде, но все-таки некоторые варианты обычно бывают предпочтительнее других. И именно о сравнении различных дорог, как уже понятно из названия, пойдет речь в данной статье.

Автомагистраль. Самая широкая и жирная коричневая линия на карте. Здесь не имеются в виду только дороги, обозначенные специальным зеленым знаком. Магистраль – трасса федерального значения улучшенной конструкции – не менее двух полос движения в каждую сторону, островок безопасности в центре дороги, широкая асфальтированная обочина. Именно последнее является положительным свойством магистрали с точки зрения велосипедиста: ширины обочины хватает для комфортной езды. С другой стороны, трафик на автомагистралях таков, что езда по ним доставляет мало удовольствия: то и дело проносятся фуры, которых обгоняют, в свою очередь, летящие на предкосмических скоростях легковые. В некоторых случаях трафик может быть настолько сильным, что для перехода на другую сторону придется подождать не одну минуту. Зато – ровный асфальт, и если вы любитель быстрой езды (особенно если у вас шоссейник), то может и не стоит пренебрегать этим видом дорог. Впрочем, в нашей, Нижегородской области таких магистралей я знаю всего две: М7 (НН-Москва) и объездная. Кстати, по ПДД проезд на велосипеде по магистралям запрещен (если установлен специальный знак).

Трасса федерального значения. Нередко по толщине линии сложно отличить от обычной асфальтовой дороги, но здесь все просто: это дороги, соединяющие областные центры. Например, НН – Киров, НН – Казань, НН – Арзамас – Саранск. Конечно, есть любители поездить и по таким дорогам, но лучше это делать на автомобиле. При езде на велосипеде же следует таких трасс максимально избегать! Посудите сами, чаще всего это дорога с двумя полосами (по одной в каждую сторону, иногда реверсивной третьей), отсутствием асфальтированной обочины и трафиком сравнимым с магистралью! То есть, если вы выезжаете на такую дорогу – будьте готовы к тому что за минуту вас несколько раз обгонят (читай – вытеснят с дороги) фуры, большие автобусы и прочий, не доброжелательный к велосипедисту транспорт. Вывод: если можно не ехать по трассе – лучше не ехать. С другой стороны, нередки ситуации, когда из одной области в другую по асфальту можно проехать только по трассе или искать проезжие грунтовые «перелазы». Ну и не стоит забывать, что трассы обычно строят, спрямляя различные углы обычных дорог, так что чистое расстояние по трассе зачастую может быть раза в полтора меньше объезда по, казалось бы, параллельной дороге. Поэтому, если нужно быстро куда-то доехать – может и стоит рискнуть комфортом.

Автодорога областного значения. Дороги, соединяющие районные центры. Уже намного лучше. Асфальт обычно качественный и вовремя ремонтируемый; трафик есть, но небольшой, состоящий в основном из легковых машин, пригородных автобусов и небольшого количества местных грузовых машин. Вполне неплохой выбор для велосипедиста, который любит твердое покрытие и не любит с него съезжать. Как правило, именно по такой дороге можно спокойно и без проблем проехать из одного района в другой. Есть и минусы: районные центры располагаются в определенных исторически сложившихся местах, и чаще всего дорога проходит не там, где вам нужно: например, вы едете с севера на юг, а хороший асфальт идет почему-то с запада на восток.

Автодорога районного значения. Тут все интереснее. Если посмотреть на карту и найти какой-нибудь районный центр, то видно, что от него как лучи расходятся во все стороны асфальтовые дороги. Частично они могут быть дорогами, описанными выше, но обычно все-таки являются связующим звеном между городом/поселком/селом (районным центром) и другими, более мелкими населенными пунктами. Вот где рай для велосипедиста! Трафик на таких дорогах стремится к нулю и состоит из немногочисленного местного транспорта, сельских автобусов, а также… тракторов, мотоциклов и велосипедов. Здесь, правда, велосипеды используются более прозаично: на них ездят в магазин да в соседнюю деревню. Хотите весело и без проблем покататься – ищите такую дорогу. В некоторых случаях можно найти таки уникальные экземпляры, например дорога Бор – Макарьево – Михайловское и Кстово – Дубрава – Перевоз. Катить здесь будет легко и приятно, никаких препятствий вы скорее всего не встретите… пока дорога не кончится. А кончится она обязательно, иначе это не дорога районного значения, и придется ехать/идти/ползти по бездорожью, пока не выйдете на другую такую же дорогу, но уже там, где она будет только начинаться. Но об этом ниже.

Дорога с твердым покрытием. Спрашиваете, а чем отличаются от обычного асфальта? На карте – ничем, так как асфальтовые дороги тоже входят в это понятие! Но для велосипедиста тип покрытия важен, и в этом абзаце речь идет о тех дорогах, которые уже не грунтовки, но еще и не асфальт. Например, щебеночный грейдер. Или гравийный. Грейдер, если верить словарю – это не только странный трактор, а еще и дорога, им построенная. Дороги эти различаются между собой по качеству не меньше, чем асфальтовые. Например, на некоторых можно ехать под 30 км/час, а на других «гребенка» не позволит разогнаться выше 15-ти. Вдобавок – пыль, поднимаемая встречным и попутным транспортом, который как правило, есть, хоть и не большой. Грейдеры обычно являются такими же дорогами районного значения, как и асфальтовые, описанные выше, так что, обнаружив по курсу вместо знакомого темного покрытия нечто желтоватое – не удивляйтесь, это так и должно быть, просто вам не повезло. Впрочем, некоторые топографические карты содержат надписи, показывающие тип дорог: например, (А) – это асфальт, а вот все остальное – это «твердое покрытие». Кроме грейдеров, могут встретиться также дороги, мощеные булыжником, камнем и т.п. – но таких дорог совсем мало.

Бетонка. Тоже твердое покрытие, но тут разговор особый. Если асфальтовая или грейдерная дорога заканчивается, как правило, селом, то бетонка заканчивается шлагбаумом. Да, бетонные плиты чаще всего свидетельствуют о том, что дорога эта выполняет роль подъездных путей к военным и режимным объектам. Нужно ли по ним ездить? Можно. Например, чтобы выехать из леса на асфальт (или наоборот). Таких дорог немного, и, кстати, довольно часто их на картах нет вообще (а вот местные знают). Качество также разное: можно катить как по асфальту, а можно и играть в сломанный трамвай. Впрочем, бетонка лучше чем

Автодорога без покрытия . Постепенно вымирающий тип. Уже не грунтовка, но еще не грейдер. Сделали насыпь, выровняли направление… да так и оставили. Хорошо, если глина (конечно, в сухую погоду) – будет практически асфальт. А если песок? «Пешка» (хотя бы местами) гарантирована. На картах такие дороги обозначаются белой полосой. Достаточно часто такие дороги встречаются в местах, где недавно (десяток лет назад), но на новом месте построили хорошую трассу.

Грунтовая дорога . Тут уже и насыпи нет. Такие дороги связывают совсем уж маленькие населенные пункты с внешним миром. Качество дороги зависит от размера этого самого населенного пункта! Большая деревня, ездят в нее из города – и велосипед без проблем проедет. Заброшенная деревня – и дорога такая же. На картах – сплошная одиночная черная линия. Но не следует тупо верить, что раз на карте нарисована такая дорога, то проехать там можно без проблем! Может, так и было… лет 20 назад, при топосъемке. А сейчас, как правило, качество грунтовых дорог – рулетка. Пунктирная линия может быть вполне проезжей, а сплошная – заросшей и заваленной стволами деревьев. Тут уж надо смотреть логически, а нужно ли кому ездить по этой дороге. Если там деревни через километр – смело езжайте, и цели достигнете, и удовольствие от катания по грунтовкам получите. Кстати, именно по таким дорогам чаще всего приходится осуществлять межрайонные «перелазы».

Лесная дорога . Тип, близкий предыдущему. Отличия лишь в том, что если нормальная грунтовая дорога используется нормальными людьми для вполне понятных целей (на дачу из города приехать), то по лесной дороге ездят в лес. Лесорубы на лесовозах, охотники на уазиках, джиперы на внедорожниках – качество дороги, разумеется, соответствующее. Вернее, качества у такой дороги нет. Колея, лужи, часто отсутствуют мосты через реки и ручьи: вместо мостов – броды. Будьте готовы периодически слезать с седла и обходить сложные участки. А если попался песок – придется и пешком идти. И гораздо хуже, когда эта дорога становится заброшенной - тут уже и трава по пояс, и стволы деревьев поперек колеи. Кто хочет экстрима – это для вас. А еще лесные дороги любят заканчиваться вырубками.

Полевая дорога . Отличается сезонностью. Разумеется, если между деревнями ездили посередине именно этого поля последние 20 лет, то вполне возможно, что и следующие 20 лет дорога будет на месте. А может и не будет. Вспашут ее пару раз, весной и осенью, и проложат в другом месте – и все, карты бессильны. С другой стороны, тут уж дорога или есть, или ее нет: деревья в поле не растут и на колею не падают. В крайнем случае проехать можно прямо по полю.

Тропинка . Вот и добрались мы до самой низшей ступени. Тропинок, как правило, на картах нет (за исключением случаев, когда в тропинку превращается грунтовая дорога). А вот ездить по ним можно и нужно – и приятно, и доедете. Через ручейки деревянные мостики… иногда с лестницами. Хорошая тропинка не уступает дороге с покрытием, но вот чтобы найти ее, приходится спрашивать аборигенов. Впрочем, не бойтесь «брать языка» - язык , как говорится, до Киева доведет, пусть и придется при этом погоняться с фурами на трассе, поудивлять бабушек своими «горными» на районных автодорогах, попугать лесовозов где-то далеко от населенных пунктов и проехать по узенькой тропинке до озера или родника. Удачи на дорогах!

Комментарии 5

    • kvn
    • 22.11.2006 09:29
    Хорошая статья! Спасибо за систематизацию. :)
  • Хорошая статья! Можно немного добавлю от себя?
    Трасса федерального значения.
    Запугал ты народ... "Не так страшен черт, как его молюют" (с) Для успешного и безопасного передвижения по таким доргам нужно всего-то быть предельно внимательным, не боятся интенсивного движения, желательно иметь зеркало (чтобы подкравшаяся фура не стала неожиданностью). Со временем к таким дорогам приходит привычка и по ним можно передвигааиться особо не напригаясь (но расслабляться все же не стоит. Это действительно очень опасные для велосипедиста дороги). Сам я по трассе НН-Арзамас отъездил достаточно много.

    Тропинка.
    На картах они отмечаются достаточно часто (пунктирная линия), однако рассчитывать на то, что тропинка на местоности соответствует тому, что нарисовано на карте - несоветую. Сдесь действительно лучший помодник - язык (для верности лучше блать не менее 3 языков.)

    Еще возможно передвигаться по просекам. Теоретически из лесники должны чистить от поваленных дересьев и подроса каждые 5 лет. Естественно на пракике это случается значительно реже. Когда я ходил в пешие походы - мы часто пользовались просеками. На веле еще не пробовал, но опыт подсказывает, что они бывают вполне проезжие для велосипеда. НО рассчитывать на них в 99% не стоит. Уточнить проезжесть просек можно в лесничествах (опять же из собственного опыта - если в лесничестве попадете не на действительно "работника леса", а на какую-нибудь бухгалтершу или еще кого-нибудь редко появляюшегося в лесу, то пошлют вас за 300 верст в объезд по асфальту. А на все убеждения, что вы хотите проехать именно по лесу будут недоуменно крутить у виска)
  • Видел городок с профилированными бетонными дорогами (Вольск).
    На земле из арматуры сваривают непрерывный каркас (проезжая часть и водосток по краям). Потом все заливают бетоном без швов.
    • Zmei
    • 21.05.2011 02:13
    Поделитесь опытом, ДПС как относятся к велосипедисту на магистрали?
    • KoDi
    • 20.05.2014 19:56
    Тык как же быть если магистраль единственный путь?через реку например