Электричкинг с точки зрения нижегородского велотуризма

В жизни каждого начинающего велотуриста наступает момент, когда все городские окрестности уже не по разу обкатаны, а душа просит подальше, в знаменитые Ичалки, Светлояр – да мало ли у нас в области интересных мест. И возникает вопрос, а как туда лучше добраться - то ли часами «пилить» по скучной асфальтовой трассе, то ли поехать дорожками поинтереснее, но это ж сколько тогда дней придется ехать… а, может, подброситься электричкой? И вот тогда и появляются многочисленные вопросы - что, где, когда…
В жизни каждого начинающего велотуриста наступает момент, когда все городские окрестности уже не по разу обкатаны, а душа просит подальше, в знаменитые Ичалки, Светлояр – да мало ли у нас в области интересных мест. И возникает вопрос, а как туда лучше добраться - то ли часами «пилить» по скучной асфальтовой трассе, то ли поехать дорожками поинтереснее, но это ж сколько тогда дней придется ехать… а, может, подброситься электричкой? И вот тогда и появляются многочисленные вопросы - что, где, когда…Для начала – схема пригородного железнодорожного сообщения и оно же на карте. Главный вывод, который следует сделать из этих картинок – железнодорожная сеть в области не так уж и развита, а значит, поезда ходят далеко не везде. Информация о том, что из Макарьева или из Дивеево электричкой не уедешь, иногда вызывает неподдельное удивление, и лучше о подобном поинтересоваться заранее. Кроме этого, станции нередко называются не так, как населенный пункт, в котором они находятся, и тут тоже нужно быть внимательным: если едем, например, в Богородск, то выходим на станции «Кожевенное», а если в Бутурлино, то наша остановка - «Смагино». Возвращаться чаще всего приходится на «Горький-Московский». Собственно, из НН идут всего лишь три больших ветки и две поменьше (небольшие локальные пути в ближайшие окрестности в данной статье не рассматриваются):
- Дзержинск, Гороховец, Вязники и далее на Владимир. Ветка известна дико ранней, но зато практически пустой электричкой на Вязники Гороховец в 5 утра, да и в целом поезда ходят здесь достаточно часто (есть из чего выбрать). В «сезон» в вагонах непременно будет уйма дачников
- Семенов, Урень, Шахунья и далее на Киров. Здесь дачников еще больше, в учебный сезон к ним добавляются студенты с областных окраин. Причём если желающие поехать в сады за Дзержинск садятся в электричку на протяжении всей ветки, то в случае электрички на Урень она может быть «битком» уже через несколько минут после начала посадки на Московском вокзале. На этой же ветке максимальные изменения в расписании за счет добавления и отмены «летних» электричек
- Суроватиха, Сережа, Арзамас. Электричек здесь немного, и не все они отправляются с Московского вокзала: летом есть поезда с Мызы (пр. Гагарина) и Кустовой (Автозавод). Скоростью эта ветка также не блещет: движение местами однопутное, и пригородный поезд может до получаса стоять на каком-нибудь разъезде, пропуская скорые поезда. Арзамас также может являться местом пересадки на поезда в направлении Мурома, Сергача, Лукоянова.
- Балахна, Заволжье. Из особенностей можно упомянуть крайне регулярное хождение электричек (почти раз в час в течение всего дня), а также то, что есть поезда со станции «Варя».
- Богородск («Кожевенное»), Павлово («Металлист»). А к этой ветке термин «электричка» вообще не применим – она не электрифицирована, и поедете вы на "рельсовом автобусе" либо неторопливом дизеле (какие к нему будут прицеплены выгоны, не известно до самого последнего момента – может быть несколько вполне обычных, а может быть и один, да и то плацкартный, что означает возможные проблемы с посадкой и проездом). С другой стороны, только это направление может похвастаться поездом, отправляющимся с конечного пункта после 21-го часа (что весьма удобно для точки окончания маршрута).
Итак, убедившись, что рельсы в нужном нам направлении лежат и электричка должна ходить, смотрим расписание. Например, на новом сервисе Яндекса (по слухам, единственный в Интернете сайт с актуальным расписанием). Учитывайте, что есть как электрички, что ходят только по будням, так и специальные рейсы в выходные дни. Некоторые поезда (в основном экспрессы) могут ходить по конкретным дням недели. Раз в год (последние выходные мая) расписание меняется - конечно, основные поезда, скорее всего, будут ходить как и раньше, но обидно будет опоздать на электричку, если её подвинули всего-то минут на 10. Кроме этого, в расписании указывается время отбытия со станции, а ориентироваться рекомендуется на время прибытия (кто первый сел – того и место), причем для конечных станций следует посмотреть, а не прибывает ли на неё где-то за полчаса до нужного вам времени поезд встречного направления – если это так, то с большой вероятностью он и пойдёт обратно, и осуществить посадку можно будет заранее и не торопясь. На вокзал (особенно если это Московский вокзал) рекомендуется приходить заранее, минимум за полчаса – вам еще билеты купить (т.е. в очереди простоять), турникеты пройти, по лестнице в тоннель спуститься и обратно подняться… Желательно к моменту объявления электрички находиться уже за турникетами.
Электрички бывают разные – синие, зеленые, красные. Различаться они могут как по подвижному составу, так и по нумерации поездов, и везде есть свои особенности:
- ЭД9М. Обычно синие, со слегка наклонной «мордой» (после ребрендинга РЖД бывают и красно-серые). Если ваша электричка именно такая, то никаких сюрпризов при посадке не будет: ищите первый или последний вагоны (те, что с туалетом). Нас интересует не сам туалет (хотя при долгой «выброске» и это иногда актуально), а компоновка вагона: именно у крайних вагонов с торца отсутствуют сиденья и, соответственно, в наличии некоторое количество пространства для компактной установки велосипедов: велосипед ставится вертикально, параллельно окнам, а седлом упирается в сиденье. Таким способом можно установить 5-6, а если очень аккуратно, то и 7 велосипедов в секцию, т.е до 20 велосипедов в вагон. Тамбуры в этих электричках достаточно просторные.
- ЭР9 не самых старых моделей. Отличаются вертикальной, но плоской «мордой». Тамбуры здесь поменьше, но свободные секции в крайних вагонах обычно присутствуют. Правда, при этом они могут быть увеличенного размера, что с одной стороны вроде бы хорошо, а с другой, с фиксацией велосипедов могут возникнуть затруднения.
- ЭР9 моделей постарше. Как правило, зелёные, со скругленной «мордой». Это один из наименее дружелюбных велотуристу вариантов. Удобных для установки велосипеда мест в такой электричке может вообще не быть, а если и есть, то где-нибудь в средних вагонах: ладно еще, если на конечной садимся и есть время посмотреть состав, а вот если мы стоим на полузабытом о.п. («одна плита») какой-то километр, и на горизонте появляется вот такая вот зеленая электричка о четырёх вагонах, везущая воскресным вечером после праздников на учёбу в город половину молодого населения Шахуньи, Уреня и других высокоразвитых поселков, значит, дорога домой будет нескушной…

Кроме обычных пригородных поездов (нумерация 6***), в природе существуют межобластные экспрессы (на слэнге – «попугаи») на Киров, Владимир Ковров, Муром, Сергач, Казань. Как правило, это тот же ЭД9М, но с несколькими вагонами повышенной комфортности (проще говоря, с мягкими сиденьями). Если нумерация такого поезда 7***, то доплата за комфорт происходит в самом вагоне, если же 8**, то билеты 1 и 2 класса оформляются так же, как на ПДС, т.е. по паспорту и с указанием места. В этом случае есть отличие и в стоимости провоза багажа: выписывается багажная квитанция, в которой сумма зависит от веса багажа (велосипед стандартно оформляется как 20 кг) и расстояния перевозки, что в целом получается заметно дешевле обычной половинной стоимости и это следует учитывать при планировании дальних поездок (внимание: багажная квитанция оформляется только на станции отправления, и заранее, вместе с обратным билетом обеспечить себя ей нельзя). Есть еще одно преимущество экспрессов: в них есть нерабочие тамбуры, которые не открываются на протяжении всей поездки, а это значит, что в них можно поставить велосипеды, часто даже не снимая с багажника рюкзаки. Есть и минус: билеты проверяются на входе, и «зайцем» проехать вряд ли удастся.
Немного рекомендаций по построению маршрутов с использованием электричек. Старайтесь спланировать свою поездку так, чтобы садиться на конечной станции (кроме экспрессов), а выходить опять же или на конечной, или незадолго до неё: это серьезно сэкономит ваши нервы, и возвращение в город не будет испорчено часовым толканием в прокуренном тамбуре. Причём, если на вокзале лучше садиться в первый вагон, то при «выброске» следует по возможности выбирать последний: некоторые станции имеют платформы короче, чем электричка, и в ваш вагон народу садиться будет меньше. Если не удалось приткнуть велосипеды в угол вагона, есть и другие способы его перевозки: например, подвесить за седло на полку, рулём уперев в стекло. Если пришлось остаться в тамбуре, ставьте велосипеды так, чтобы они находились с той стороны, где двери открываются реже (это можно уточнить у пассажиров). Кроме прямых электричек, иногда полезно пользоваться «стыкованными» с пересадкой: например, вечерняя электричка Муром – Арзамас прибывает на вокзал Арзамас-2 незадолго до того, как оттуда отправится поезд на НН, подобная стыковка есть и в обратном направлении, если выбрасываться до Арзамаса утренним «казанским» экспрессом.
Будьте внимательны и осторожны, при выходе из вагона не забывайте свои вещи, и вообще, счастливого пути! ;)
Горький-Московский — Фролищи 14:40 ежедневно.
Остановки: Дзержинск, Сейма, Ильино, далее везде
Для утренней заброски альтернативы практически нет: только казанский экспресс в 5:45. Если едете дальше Арзамаса (Перевоз, Сергач, Пильна), лучше приехать к кассам пораньше и оформить билет в вагон 2-го класса с квитанцией на вел - выйдет дешевле и комфортнее, тем более что осенью в "пригородных" вагонах бывает прохладно.
На линии Арзамас - Ужовка по выходным ходит одновагонная "кукушка" (тепловоз с плацкартным вагоном) с отправлением из Арзамаса (вокзал Арзамас-2) в 11:20, из Ужовки в 14:25. Для заброски и выброски она малопригодна: в Шатки и Лукоянов из Арзамаса проще (и не дольше по времени) доехать своим ходом, а если вы собираетесь в Большое Болдино, лучше не жертвовать драгоценным временем на осмотр пушкинских мест, и не мчаться на пределе сил на станцию, а заранее взять билет в плацкартный вагон одного из проходящих ночных поездов (например, поезд Астрахань - Горький прибывает в Ужовку 23:23 по нечётным числам) и чехол на вел.
Из Фролищи в Н.Новгород 7.35
Из Фролищи в Ильино 4.40 и 7.35